Исторический экскурс «Храмы Комаричского района»

29 октября 2020

Село Бобрик упоминается с 1620-х годов в составе Чемлыжского стана Комарицкой волости. Бывшее дворцовое владение: с конца XVIII века – Голицыных, затем Ф.М. Колокольцева, позднее Челищевых.

В 1778-1782 входило в Луганский уезд, затем до 1929 в Севском уезде (с 1861 в составе Шаровской волости, с 1924 в Луганской волости). В 2 км к юго-востоку от села Бобрик (также называлось Нижний Бобрик) к первой половине XVII века возникла одноименная деревня (также Верхний Бобрик; с 1964 — Горки).
Церковь Михаила Архангела в Бобрике упоминается с 1628г. В 1713г. при настоятеле храма священнике Михаиле Архангельская церковь вновь освящалась, видимо, по случаю возведения нового здания.
*** « 1713 года февраля 23 запечатан указ по челобитью села Бобрика попа Михаила велено в том селе Архангельскую церковь освятить Спасова монастыря архимандриту Игнатию и антиминс выдать, за одно полотно взято»
В сентябре 1720г. священник Семён Матвеев подал в Патриарший казённый приказ прошение о дозволении строительства старанием прихожан новой церкви, ибо *** «в прошлом 1719 году в селе Бобрике в церковь во имя архистратига Михаила и антиминс и иконы волею Божию все погорело, и ныне тое церкви прихожане обещали на том погорелом месте вместо оной сгорелой церкви построить вновь церковь во имя архистратига Михаила, а без указу строить не смеем и просим на том погорелом месте построить вновь церковь архистратига Михаила и как построена будет и ту церковь освятить Спасова монастыря архимандриту Пафнутию и о том дать к нему архимандриту указ и для освящения той церкви дать антиминс».
***Подписано: «1720 года октября в 5 день дать благословенная грамота.»
Отмечено: «дана.»
*** «1720 года октября в день села Архангельскаго вышеписанной церкви поп Семион Матвеев, да прихожане Федор Стефанов с товарищи в поданном в Патриарший Казенный Приказ прошении писали: в нынешнем 1720 года по указу великого государя и по благословенной грамоте в селе Бобрике, вместо сгорелой церкви на прежнем церковном месте церковь во имя архистратига Михаила ныне построена и ко освящению изготовлена и просили церковь освятить Спаского монастыря архимандриту Пафнутию и о освящении дать освященную грамоту и антиминс выдать.»
*** Подписано: «1720 года октября в 17 день, отпустить грамота и антиминс против челобитья.» Отмечено: «дана».
17 октября 1720 г был выдан антиминс на освещение построенного на погорелом месте нового храма. В первой половине 18 века священником Архангельской церкви был Терентий Львов, а до него – его отец — Лев Яковлев и дядя — Михаил Васильев.
*** 1723 года марта 14 даны две новоявленныя памяти Ивану Калеснину сыну попову во дьячки, в село Бобрик, да Терентью Львову в пономари, будет они люди свободные, и в службу великому государю ни где не записаны, пошлин с обоих 13 алтын 2 деньги.
1738 года июля 15 села Бобрика поп Терентий Львов поданным в Святейший Казенный Приказ прошением просил выдать первую патрахельную память.
Поп Терентей в допрос сказал: «от роду ему 39 лет, отец его Лев Яковлев служил попом в вышеписанном селе Бобрик и тому лет с 20 умре, а он Терентий по смерти отца жил в доме его и при той церкви отправлял пономарскую должность, а во время переписи мужеска пола душ приписан в подушной оклад в равенстве со крестьяны и тот подушной оклад и ныне платят того села крестьяне, а в 727 году по челобитью того села крестьян, а по благословению преосв. Леонида архиепископа посвящен он Терентей в попа на место дяди своего умершего тоя церкви попа Михаила Васильева, а овдовел в 737 году в декабре месяце, детей у него два сына, один при той церкви пономарем.»
По исповеди иеромонаха Иринарха и по помете Синода Дома ризничаго иеромонаха Аврамия патрахельная память дана на три года.
«Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы», Москва, 1904 год.
*** Место умершего диакона села Бобрика севского уезда, Феодора Преображенского, предоставлено за дочерью его девицею Татьяною.
«Орловские епархиальные ведомости», № 23, 1865 год
*** Рукоположен во диаконы бывший ученик среднего отделения орловской семинарии Павел Соболев в село Бобрик Севского уезда.
Орловские епархиальные ведомости, № 22, 1866 год.
*** Умер Севского уезда села Бобрик причетник Павел Николаевский.
Орловские епархиальные ведомости, № 6, 1872 год.
*** Священно-церковно-служители села Бобрика, Севского уезда, изъявили согласие выдавать вдове причетника Параскеве Николаевской с дочерью ее из своих доходов по 20 рублей в год, и священник села Литовни Георгий Гончаров согласился дать вдове диакона Натальи Давидовой с детьми и детям умершего причетника Смирнова по две десятины паровой, по одной десятине яровой и причетническую часть усадебной земли с овощником. За таковое сострадание к сиротствующим семействам объявляется всем им Архипастырская признательность.
Орловские епархиальные ведомости, № 10, 1872 год.
*** Умер заштатный причетник Севского уезда села Бобрика Андрей Архангельский.
Орловские епархиальные ведомости, № 5, 1873 год.
*** По приговору прихожан Архангельской церкви села Бобрика, Севского уезда, состоявшемуся 19 мая 1874 года и утвержденному Его Преосвященством 9 минувшего августа, вновь открыто при означенной церкви приходское попечительство, в состав коего, сроком на три года, избраны: председателем старшина Шаровского волостного правления Матвей Гаврилов Лопатин и членами: села Бобрика крестьяне: Андрей Иванов Косенков и Тимон Григорьев Суходолов, деревни Верхнего Бобрика крестьяне: Василий Матвеев Мосин и Егор Андреев Геращенков, деревни Лазаревки крестьяне: Яков Петров Сенюков и Егор Андреев Губанов, деревни Тростной крестьяне: Кодрат Гаврилов Карнаухов и Иван Иванов Козмичев.
Орловские епархиальные ведомости, № 17, 1874 год.
*** Награжден набедренником священник Севского уезда села Бобрика Викторин Яковлевский.
Орловские епархиальные ведомости, № 13, 1875 год.
*** Умер сверхштатный причетник села Бобрика Севского уезда Илья Троицкий.
Орловские епархиальные ведомости, № 14, 1878 год.
Последнее деревянное, стоящее «на самородных камнях вместо цоколя» здание Архангельской церкви было выстроено на средства прихожан в 1779г.
Это просторный однопрестольный храм, имеющий размеры 21,5 х 15 м. Сегодня его можно видеть на небольшой сельской возвышенности. Здание храма занесено в свод памятников архитектуры и монументального искусства России.
*** Характерный образец деревянного культового зодчества юго-западной Брянщины конца 17-18 веков, несколько измененный перестройкой и новым декором.
Ярусный храм типа восьмерик на четверике рублен из брусьев и обшит тесом. Высокий двусветный четверик несет поставленные друг на друга два восьмерика: широкий световой с граненой купольной кровлей и небольшой глухой, увенчанный маленькой, видимо более поздней, главкой. К четверику примыкают пониженные пятигранный алтарь с высокой выпуклой кровлей и прямоугольная крытая на два ската трапезная с более узким притвором с запада. Низкие и длинные боковые прирубы с пологими двускатными кровлями придают объему крещатость. Над западной частью трапезной возвышается двухъярусная колокольня; ее четверики – глухой нижний и сквозной верхний (звон) завершены яйцевидной кровлей с главкой на коротком шпиле.
Позднее классицистическое убранство фасадов представлено накладными досками-пилястрами на углах, простыми карнизами и рамочными наличниками арочных окон и ложных проемов с подоконными досками. В щипцах боковых рукавов расположены круглые окна второго света, обведенные рамкой. Ярус звона колокольни украшен филенчатыми выступами под проемами с балюстрадным ограждением их нижней части и карнизом, прерванным щипцами в центре каждой из сторон, с полукруглыми окнами типа люкарн. Все 22 окна здания имеют одинаковое полуциркульное завершение.
Основное помещение храма имеет плоские паруса при переходе от четверика к восьмерику и ложный восьмигранный сомкнутый свод с плоской средней частью. Своеобразны имитирующие пологие коробовые своды перекрытия трапезной, алтаря и боковых прирубов, в которых размещались приделы; над остальными частями здания плоские потолки.
Первоначальная роспись церкви первой половины 19 века традиционна для деревянных церквей Украины (в 20 веке поновлялась масляными красками с резким искажением цветовой гаммы).
Сборный иконостас выполнен в 20 веке, отдельные иконы в барочных и классицистических обрамлениях относятся к 18-19 векам. Представляют интерес деревянные раскрашенные скульптуры святых Варвары и Екатерины (18 век).
«Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область», 1998 год.
Никаких перестроек храма со времени его возведения не проводилось, и сегодня мы видим его таким, каким он был построен. Самой почитаемой иконой в Архангельской церкви был образ Божией Матери «Всех скорбящих радость» размером 70Х100 см, перед которым молились даже верующие их других приходов.
В 1877г. в церкви служили священник Викторин Яковлевский и дьякон Павел Соболев, упоминался также заштатный священник Иван Косминский (он служил в Бобрике до 1927г.)
В приход Архангельской церкви входила одноименная деревня Бобрик (с 1964г. деревня носит название Горки), д. Тростная и д. Лагеревка. В приходе в начале ХХ в. было 225 дворов, в которых жительствовали 1421 мужчина и 1425 женщин. Из них 300 человек отмечались как грамотные.
В д. Тростная родился будущий священномученник Степан Грачёв. Отец Степана Федоровича служил ктитором храма в Бобрике.
Школьные учреждения в Бобрике упоминаются с 1880г. В 1888г. дьякон Архангельского собора открыл в своём доме школу грамоты и содержал её на собственные средства. В 1894 в Тростной открылась ещё одна школа грамоты, располагалась она в наёмной квартире и содержалась «обществом» всего в этих школах обучалось около 70 мальчиков и 10 девочек. В 1900 была открыта земская школа. В первых годах ХХ века старанием прихожан для земской школы было выстроено здание.
В довоенный период в церкви служил священник Павлов и иеродьякон Стефан.
С 1934года местные власти стали предпринимать попытки закрыть церковь, якобы из-за того, что здание требует ремонта. 13 декабря были сняты колокола (их было 5, по сведениям 1887г и 1915г.).
В конце 1937года был арестован и приговорён к расстрелу священник Павлов. Здание церкви определялось постановлением оргкомитета ВЦИК по Орловской области «под неполную среднюю школу». Однако директива, по всей вероятности, выполнена не была. Так как мы видим и сегодня в Архангельском храме иконостас, срубленный в конце 19 в., и написанные в конце 19в., начале 20 в. иконы.
Село Бобрик сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны. Среди нескольких уцелевших от пожаров зданий была и Архангельская церковь. Господь уберёг её: попавшие в стены пули не нанесли храму большого ущерба.
Не закрывался храм и в послевоенные годы. Свой тяжкий крест в непростых условиях гонений на религию несли священники Л.И. Покровский и Борис Борисович Шарапов. Уроженец села Гапоново Влас Якушев, служивший в Бобрике с 1949г. по 1963г. прошел весьма необычный жизненный путь. В сан священника был рукоположен в 46-летнем возрасте, побывав до этого и крестьянином, и рабочим, и солдатом в годы Первой мировой войны и даже председателем волостного исполкома. После четырех лет службы в Рязанской области был репрессирован, прошел лагеря, опять работал в светских организациях и в возрасте 61 года вновь ступил на священническую стезю.
Более 40 лет отдал служению в Архангельском храме протоиерей Аркадий Сапун (26.12.1927г.-8.10.2010 г).
Погребен у стен храма. Родился он в Белоруссии, после окончания семилетней школы нёс послушание псаломщика, служил в армии, учился в Минской духовной семинарии. В 1955г. Аркадий был рукоположён во дьякона, в 1958г. получил сан священника и был направлен в Орловско-Брянскую епархию. Отец Аркадий служил настоятелем Никольского храма села Новый Ропс Климовского района, клириком Крестовозвиженской церкви г. Севска. 8 мая 1970г. иерей Аркадий получил назначение в Бобрик. В 1973г был возведен в сан протоиерея. С 1970 по 2000 год был настоятелем храма Михаила Архангела, а затем до своей кончины – штатным священником.
Ныне настоятелем церкви Михаила Архангела является иерей Александр Алексеевич Кунегин.
Здание храма поддерживается в порядке. Притч церкви Михаила Архангела проводит службы в молитвенных домах Рождества Христова в с. Асовица, Знамения в с. Игрицкое, Флора и Лавра в деревне Добровольская.
Анна Маслова
При написании использованы источники и литература: «Храмы Севского уезда». Олег Вязьмитин, Сергей Харитонов, Аркадий Шатохин. Материалы сайта «Брянский край» и Сайта «Брянская епархия: Русская Православная Церковь». Воспоминания старожилов.

Еще по теме:

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Картина дня
13 мая 2024, 09:44

Спектакль Брянского театра кукол посетили семьи участников спецоперации

11 мая, в Брянском областном театре кукол состоялся благотворительный показ спектакля «Кто не спрятался, я не виноват» (6+), сообщает РИА «Стрела».

13 мая 2024, 09:27

В Комаричской центральной библиотеке оформлена книжная выставка «Хранят страницы горький след войны»

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в жизни каждого советского человека. Но как это было на самом деле? Как начиналась война, и кто первым встретил вероломно напавшего врага на рубежах нашей Родины?

13 мая 2024, 09:22

В Стародубе стартовал новый чемпионат по футболу

12 мая в Стародубе стартовал Чемпионат по футболу «Лига СССР 40+» или Лига Союза славянских соседних регионов, посвященная дружбе народов России и Беларуси, сообщает «Брянская Губерния».

12 мая 2024, 17:44

В честь Дня Победы в Брянске прошел турнир по бадминтону

В Брянске во Дворце единоборств имени Артема Осипенко завершился турнир по бадминтону, рассказывает РИА "Стрела".

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in
Яндекс.Метрика