ПРИЛЕТЕЛИ ВОРОНЫ НА РОДНУЮ СТОРОНУ…
Чем измерить боль? Страх? Ужас? Как понять чувства людей, которые теряли все – семьи, жилье, здоровье. Чем залечить искалеченную детскую психику, чьи глаза видели то, что не должны были видеть никогда. 22 июня 1941 года – дата разом перечеркнувшая мирную, размеренную довоенную жизнь. В одночасье разрушились надежды миллионов семей, были поломаны судьбы целых поколений… Память о тех грозных годах – как и не утихающая скорбь – навсегда останется в наших сердцах.
Я впервые услышала о войне от своей бабушки Валентины Федоровны и от свой мамы Александры Степановны, которая испытала вместе с братом все лишения военного детства. Мне, маленькой девчонке, было страшно тогда слушать их рассказы о тех зверствах, которые чинили фашисты в селе Угревище. Как они голодали, как ели тошнотики, как прятались в погребе, как их гнали в Германию, и по дороге начался обстрел, как осколком разорвало ребенка у бабушки на руках, а ее отбросило в сторону, как на счастье по дороге их отбили у немцев наши… Как вернулись домой, а родной хаты нет. Ее обугленные остатки завалены трупами солдат. Как вывозили этих солдат хоронить на подводе. Как получила бабушка похоронку на мужа – моего дедушку, а потом всю жизнь ждала его и надеялась, а вдруг вернется, так больше не взглянув ни на одного мужчину. Как тяжело было одной растить детей, как после войны работала в колхозе за трудодни, строилась, а моя мама – круглая отличница, ушла после седьмого класса доить коров, чтобы хотя бы как-то помочь семье. Да и в школу ходить было не в чем – ни обуви, ни одежды. Вместо обуви – бурки из старой солдатской шинели, что сшила бабушка, да и те без калош. Пока дойдешь до школы, а они уже мокрые насквозь. Когда директор школы спросил, чем ее отметить за хорошую учебу – мама попросила ботинки… Такова сиротская доля. Горьки сиротские слезы. А от вдовьих – порой подушка не просыхала. А сколько их таких осталось после войны – вдов, сирот, стариков, молодых седых инвалидов. Ведь в каждую семью вошла война. Что мы, сегодняшние, знаем об всем этом… О том, что они чувствовали, о том, что они пережили. Когда мы, повзрослевшие, жаловались на какие-то проблемы или неурядицы, моя седая бабушка улыбалась и говорила: “Это все ничего, детки, лишь бы не было войны…” Мне кажется, мы и представить себе не можем всего того, что выпало на их долю, на их век. А что чувствовали солдаты, идущие в атаку на верную смерть, о чем они думали в свой предсмертный час? Наверное, о том, как хочется жить, в ту минуту, что роковая…
Да, двадцать второе июня 1941 года – одна из самых печальных и роковых дат в нашей истории, дата начала Великой Отечественной войны.
Это день скорби обо всех погибших, замученных в фашистской неволе, умерших в тылу от голода и лишений.
Это день памяти. Каждого, чьи отцы и деды отдали жизнь под Брянском, Москвой, Сталинградом, Прагой, Берлином… Кто умирал от голода в Ленинграде, кто лил кровь на Мамаевом кургане, кто стоял до последней капли крови в Бресте, кто сражался за Одессу, кто лег на Курской дуге, кто встретил последний час на Одере… Кто замучен в застенках концлагерей, кто умер под пытками, кто ушел в лес к партизанам и погиб, уничтожая фашистов… Кто, забыв о детстве и юности, посмертно заслужили звания Героев Советского Союза… Кто шел в последний таран… Кто вытаскивал раненных с поля боя и прикрывал их своим телом… Кто готовил снаряды для фронта… Кто 9 мая 1945 года плакал от счастья, услышав по радио долгожданную весть о Победе…
Вечный огонь – один из главных символов памяти о том беспримерном подвиге, который был совершён советским народом в годы Великой Отечественной войны. Но ещё более значимым символом для всех нас является собственное осознание того, что мы является потомками великого поколения людей, сумевших своим мужеством и героизмом отстоять страну, а потом ее отстроить заново. Это их кровь течёт в наших жилах, и наша память об их Победе – лучшее в нас. Давайте будем беречь эту память и научим своих детей и внуков гордиться мужеством, героизмом, стойкостью солдат, офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков, детей. Ведь забвение – предательству сродни.
Любовь Кужелева