Я черт и чертовски люблю сцену

17 декабря 2019

Заканчивается Год театра, официально объявленный Президентом. Но, как говорится – вся наша жизнь игра, а играть на сцене – удовольствие … и труд.

Любовь к театру мне привила Александра Васильевна Аникушина, замечательный человек, учитель руссковед, да ещё классный руководитель. Она не заставила, она предложила мне заниматься в драматическом кружке. Я в то время уже был «помешан» на биологии и спорте, но отказать классной не смог. На первой же репетиции я понял, как это здорово перевоплощаться в другого человека.
Начал смотреть спектакли по телевизору, в семидесятые их часто показывали. Я ошалел от Ланового, Яковлева и Этуша в «Принцессе Турандот». Был в шоке от игры Алексея Грибова, Михаила Яншина, Марка Прудкина, Ольги Андросовой в пьесе «Соло для часов с боем». А что вытворяли Ростислав Плятт и Сергей Юрский в «Теме с вариациями»! Одна фраза Плятта чего стоит: «Мы в себе находим радостное подтверждение жизни..»
На «большую» сцену, то биш Комаричский РДК, я вышел в 1974 году как певец. Евдокия и Григорий Дуровы вывели на сцену рыжего и картавого ( я до пятого класса не выговаривал «р») Юру с песней «Голубой вагон». Мне понравилось. А в школе вокалом со мной упорно занималась Елена Станиславовна – спасибо!
Моя мама в те годы работала в Доме культуре костюмером. Я часто там пропадал осенью: в футбол гонять – грязно, в хоккеей – льда еще нет. Присматривался ко всему.
А вот играть на сцену меня позвала Мария Николаевна Михайлова – удивительный человек! Человечный человек! Умный, добрый… резкий и жесткий на репетициях. Сначала я её боялся. Но с возрастом всё прошло. Мы спорили, даже вздорили, но она прощала (ради спектакля) все мои импровизации.
Первая моя роль – солдат, затем Вакула из повести Гоголя. Я тогда учился на первом курсе в институте. Второе пришествие в «Ночь перед Рождеством» для меня самое счастливое – я сыграл Черта! Представьте, Вакулу играл в восьмидесятые, а Чёрта – в двухтысячные!
Много ролей, много людей, самобытных, талантливых, любящих сцену. Не за деньги мы на неё выходили, а по зову души. Я преклоняюсь перед ними. Извините сразу, если кого-то не назову (сколько лет)…
Как я тащил в мешке тяжеленного Кума (Виктор Савин), как пил горилку с подачи Свахи (Светлана Кацук). Дрался со Змеем (Владимир Гусев), убегал от «деда» в самоволку (Олег Сидоренко), учился уму от Листопадова (Владимир Мишин), давал советы «салагам» (Юрий Булдин, Вячеслав Добычин), как дрожал Черт, т.е. я, когда зашёл дьяк. А выход из зала Головы (Иван Евстратов) вызвал овации всей публики. Я повторил выход из зала через пятнадцать лет, но уже в роли Деда Мороза. Я разогнал со Снегурочкой (Ангелина Сорокина) нечисть – Бабу Ягу (Валерия Соловьева), Кикимору (Наталья Сорокина), спас Царевича ( Дмитрий Хлебутин), уважил Царя (Игорь Януш). За что меня поблагодарили – Нянька (Маргарита Миронова) и Племянница (Софья Кузнецова). Отведал я и фронтовую кашу из рук военного завхоза (Любови Бобковой) как главврач госпиталя – пьеса «Последний день войны» (постановка Светланы Губко). Пришлось мне есть уже съеденный пирог в пьесе «Пирог» вместе с Юрием Царьковым, Натальей Сорокиной, Ксенией Юрко, Дмитрием Мизерновым.
А Игорь Гришин был всегда великолепен в любой роли!
Как хорошо, что есть преемственность. Спасибо тебе, Наталья Самсонова, за то, что позволяешь играть на нашей малой театральной сцене.
Я прожил на сцене много счастливых минут, часов, дней, когда ты чувствуешь зал, когда рядом надежные друзья-партнеры – это радость! А затем приятная усталость…
Иван Потоцкий (Юрий Васильев)