В Брянске началось строительство дороги-дублёра улицы Карачижской
Новая дорога длиной более трёх километров позволит автомобилистам объезжать центр города и ...
Начало в №43
С 1900г. в с. Лобаново действовала церковно-приходская школа, которая размещалась в деревянном на кирпичном фундаменте здании 1885г. постройки.
Заведовал школой и преподавал в ней закон божий настоятель Троицкого храма, учителем служил Василий Сысоевич Скоробогатько. На содержание школы средства отпускали церковно- приходское попечительство и епархиальный училищный совет, в 1902г. попечительство над школой взял на себя купец Павел Павлович Авчухов. В начале ХХ века в приходе насчитывалось 120 грамотных мужиков.
В семье псаломщика Троицкой церкви села Лобаново родился Иван Афанасьевич Казанский (18.06.1839г.-15.12.1917г.), будущий архиерей Ионникий, в разные годы занимавший должности епископов Великоустюжского, Владикавказского и Моздокского, Михайловского, Угличского, Архангельского и Холмогорского. В 1892г. Ионникий посетил родное село, отслужил в Троицком Храме литургию и панихиду по своим родителям, которые покоились на приходском кладбище, положил на поминовение родителей в банк пятипроцентный билет достоинством в 1000 рублей.
В 1891 году, когда Варлааму исполнилось 11 лет, он был определен в приготовительный класс Духовного Училища, которое находилось в уездном городе Севск. В 1896 году Варлаам Попов был переведен в Орловскую Духовную Семинарию, которую успешно окончил в 1903 году.
После выпуска он был определен учителем образцовой одноклассной Церковно-приходской школы при второклассной школе села Воскресенск на Мезине Орловского уезда Орловской губернии. Молодой учитель добросовестно выполнял свое новое послушание. С 1906 по 1916г. отец Варлаам служил в храме во Имя Святой Троицы села Поздняшовка Севского уезда, а с 1 января 1917г . был года был перемещен на священническое место в родное село Лобаново. Служить в родном селе довелось ему недолго.
В сентябре-октябре, когда во время гражданской войны шли ожесточенные бои за Севск, в Комаричах и Лобаново находился Кубанский полк Красной армии. Красноармейцы хотели убить священника и его семью. Предупрежденный жителями села Гороховым Феодосием, Клевановым Ионой и другими, отец Варлаам укрылся и в течение четырех дней крестьяне скрывали своего батюшку от расправы.
После прихода деникинцев отец Варлаам возобновил службы в храме, на которых поминал временное правительство, Патриарха Тихона и местного Архиерея. Через три недели в середине октября деникинские части стали отступать. Крестьяне не решились больше укрывать батюшку, и он принял решение с семьей перебраться на Украину к брату Николаю Петровичу, в Александро-Грушевск. На телеге, с четырьмя маленькими детьми, матушкой, которая ждала пятого ребенка, семья через Севск и Поздняшовку добралась до станции Арбузово в Курской губернии. Там отец Варлаам продал лощадь, и они поездом добрались до Харькова. До 1920г. он был вынужден скрываться на Украине.
С 1 мая 1920 года священник Варлаам служил в Севске, вначале в храме во имя Великомученицы Варвары, а с 10 марта 1924 года – в Кресто-Воздвиженском храме. Священник Варлаам активно боролся с обновленческим расколом.
10 апреля 1925 года обновленческое «Брянское епархиальное управление» издало Указ Церковному совету и священнику Воздвиженской города Севска церкви, в котором говорилось: «Вследствие непризнания священником Воздвиженской города Севска церкви Варлаамом Поповым Синодальной власти правящего Брянскою Епархиею Епископа Петра, Епархиального органа Управления, его распоряжений, и открытой агитации против законной церковной власти, основанной на ложных и клеветнических сообщениях среди народных масс города, его предосудительного поведения, не соответствующего каноническим достоинствам пастыря, Брянское Епархиальное Управление постановило: отрешить священника Варлаама Попова от занимаемого им места при Воздвиженской города Севска церкви с запрещением священнослужения во всех приходах Брянской Епархии, о чем предлагается церковному совету сообщить местным городским властям к сведению».
11-го апреля 1925 года отец Варлаам был арестован и заключен в Брянский Губисправдом. 11 июня того же года он был освобожден под подписку о невыезде и вернулся в Севск. 1 декабря он был вновь арестован и заключен в тюрьму г. Брянск. 24 декабря священника Варлаама освободили, «принимая во внимание, что распространение слухов именно со стороны Попова следствием не установлено, а также и то, что надобность содержания Попова Варлаама Петровича под стражей миновала».
В 1932 году протоиерей Варлаам был назначен благочинным Севского округа. Не взирая на опасность, отец Варлаам оказывал помощь возвращавшимся из заключения священникам.
Известно, что в зимнее время на исповедь к отцу Варлааму приходило много школьников, и он уделял им особое внимание.
Настал 1937 год, в котором многие православные священники приняли мученическую кончину. Среди них был и протоиерей Варлаам Попов. 2 августа 1937 года он был арестован, 22-го ноября 1937 года приговорен к расстрелу с конфискацией лично принадлежащего ему имущества.
8-го декабря 1937 года, в день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, протоиерей Варлаам Попов принял мученическую кончину – был расстрелян в городе Брянск. 27 июля 1989 года он был реабилитирован Прокуратурой Брянской области.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2006 года протоиерей Варлаам Попов причислен к лику Святых – включен в Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.
Лобановская церковь прекратила существование в 1943г., была разрушена при артобстреле села.
Церковь Никиты Великомученника села Аркино
Село Аркино (ранее именовавшееся Аркинь) упоминается с начала XVII века в составе Брасовского стана Комарицкой волости как существующее село с Никитской церковью, которая также упоминается с начала XVII века.
В 1712году в ней служил священник Пётр Тимофеев, в начале 1720гг-Ипатий Фёдоров, после смерти которого приход принял его сын Михаил Ипатьев.
До 1729 года одним из священников Никитинского храма был Иван Петров, затем переведенный в Никольскую церковь с. Пьяново. В состав Аркинского прихода в начале 18 в. входили деревни Ивановка (ныне п. Ивановский), д. Жадино, в которой в 1719г. была построена церковь, и туда перешёл служить аркинский священник Семён Федоров.
В 1801 году стараниями прихожан, при поддержке и под руководством местного барина Владимира Степановича Апраксина в селе была построена новая церковь. Её поставили в центре села в 100м от старого здания.
Деревянная одноэтажная церковь стояла на кирпичном фундаменте. Настоящая её часть была квадратной. Размеры всего здания указывались 24,5 Х 7,5 м, что позволяло разместить в храме 250 человек. Наибольшая высота составляла 7,5 м. Над куполом и алтарем возвышались малая и большая главки. Снаружи храм был обшит тесом и покрашен масляной краской.Черырёхъярусная колокольня имела высоту 15м. Её звон состоял из 4 колоколов, отлитых в 1813г на средства прихожан. 18 больших нижних окна и 2 малых под куполом освещали помещение. Отопления в церкви не было.
«За неимением зажиточных людей и помещиков в приходе» аркинский храм не отличался богатстови своего убранства и утвари. Выделялась только небольшая икона Никиты Великомученника, вырезанная на кипарисе, с частицами мощей, которые были вложены в серебряный крестик, укреплённый на изображении.
В начале ХХ века в состав прихода вошла деревня Бабинец. Всего в приходе насчитывалось 176 дворов, на которых постоянно жительствовали 756 мужчин и 775 женщин, а также временно проживали «чужеприходных разных сословий 168 душ обоего пола».
Рукоположен во священника окончивший курс богословских наук Василий Говоров в село Аркинь севского уезда.
По приговору прихожан Никитской церкви села Аркина севского уезда, состоявшемуся 12 декабря 1874 года и утвержденному Его Преосвященством 20 февраля 1875 года, вновь открыто церковное при означенной церкви попечительство, в состав коего, сроком на три года, избраны: председателем крестьянин собственник Иван Михайлов Кузнецов и членами онаго: села Аркини крестьяне собственники: Михаил Антипов Кузнецов и Василий Михайлов Кузичкин, слободки Бабенца крестьянин собственник Афанасий Михайлов Свинцов.
Воспитанник Орловской Семинарии Николай Полянский рукоположен во священника в село Аркинь Севского уезда.
В 1888г. в селе была открыта школа грамоты, в 1897г было учреждено приходское попечительство, но школа всё ещё не имела определенного помещения. В 1899г возле церкви построили сторожку и отвели в ней помещение для занятий. В ведомости о Никитинской церкви отмечалось: «Число учащихся в течение года несколько раз изменяется: с начала учебного года поступают в школу 40 и более учеников, а к концу года остаётся 3-5». Там же утверждается, что 10 выпускников этой школы получили «льготу по воинской повинности». Кроме этих десятерых, в селе было ещё около 20 грамотных мужчин и 1 женщина. В 1908 г. попечительство над школой взял на себя крестьянин Лонгин Михайлович Боровых. Школа была обращена в церковно-приходскую и получила в своё распоряжение общественное здание. Заведовал ею и преподавал там закон Божий священник Дмитрий Алексеевич Случевский, а учителем служил Михаил Васильевич Найдёнов.
В 1923-1924гг. упоминается служивший в Аркино священник Константин Васильевич Гайдуков, в 1924-1926гг. – будущий священномученник иеромонах Серафим (Назаров), в 1930г- священнослужитель Лукинцов.
По установленной информации иеромонах Серафим родился в 1875г. в д. Хутор-Кшень Ливенского у., Орловской губ., Служение: Орловская губ., Севский у., Богородицкая Площанская пустынь иеромонах. Год начала 1894 Год окончания 1921.
В течение трех лет после закрытия Площанской пустыни иеромонах Серафим служил в Погребах, в 1924-1926гг. в Аркино, затем в селе Добрик и селе Калошичье.
Не даром имя Серафим – «горящий о Боге». После закрытия храма богоборцами в Добрике, отец Серафим не оставил свой молитвенный подвиг и служил потом в деревне Колишичье в деревянной Георгиевской церкви. Храм в селе Колошичье сгорел (или его подожгли), прихожане старались вместе с отцом Серафимом вынести иконы из храма. Но даже после этого отец Серафим продолжал служить в избах прихожан и даже предпринял попытку сбора средств на постройку молитвенного дома.
Отец Серафим (Назаров Сергей Дмитриевич) был арестован в селе Колошичье в 1937 году как «активный член монархической к/р организации, возглавляемой бывшим игуменом Площанского монастыря Никодимом (Спиридоновым)» и приговорен к высшей мере наказания – расстрел с конфискацией имущества. В 1989году был реабилитирован Прокуратурой Брянской обл.
Никитинскую церковь закрыли в 30-е годы и переоборудовали под клуб, где проводили колхозные собрания. В период фашистской оккупации службы в храме были временно возобновлены. Относительно разрушения здания воспоминания односельчан разнятся, одни считают, что здание было разрушено при отступлении немцев, другие полагают, что «клуб на горке» действовал до 1950-х годов.
Анна Маслова
Новая дорога длиной более трёх километров позволит автомобилистам объезжать центр города и ...
Благодаря жителям региона, удалось собрать 406 литров крови, из которых произвели 203 литра ...
Мероприятие во Дворце культуры Железнодорожников подвело итоги нового сезона одноименного ...
Когда в августе 2024 года трагические события коснулись Курской области, он, не задумываясь, ...
ФКУ Брянская воспитательная колония УФСИН России по Брянской области приглашает ...
ФКУ Брянская воспитательная колония УФСИН России по Брянской области приглашает на службу в ...