Исторический экскурс «Храмы Комаричского района»

5 ноября 2020, 10:28 | Культура 4

Церковь Рождества Христова  в с. Асовица Село Асовица упоминается с первой четверти XVII века . Бывшее дворцовое владение, с конца XVIII века – частично во владении Прозоревича, позднее Монсов, Офросимовых. С 1628 года упоминается деревянная церковь ...

Церковь Рождества Христова  в с. Асовица
Село Асовица упоминается с первой четверти XVII века . Бывшее дворцовое владение, с конца XVIII века – частично во владении Прозоревича, позднее Монсов, Офросимовых.
С 1628 года упоминается деревянная церковь Рождества Христова.

Служителями храма в разное время были священники Петр Аврамиев, переведенный в 1713г. в Никольский Храм слободки Куренка Рыльского уезда, Василий Васильев, переведенный в 1717г. из церкви Иоанна Богослова села Демьяновка на место умершего священника Семёна, сыновья которого Семён и Василий служили в Рождественском храме пономарём и дьячком.
В середине 18 века при «ближайшем участии» помещика Прозоревича была выстроена новая деревянная церковь.
Во второй половине 18 века в церкви служил священник Георгий Алексеевич Тихвинский, обладавший даром иконописца. Икона Знамения Пресвятой Богородицы, написанная им, находилась в Успенском храме г. Севска и слыла одной из самых почитаемых горожанами.
В 1837 году в селе над ручьем Савичкою, в 30 м от деревянного здания была построена каменная церковь.
Расположена она на высоком берегу и хорошо видна издали. Хороший образец провинциального бесстолпного купольного храма в стиле зрелого классицизма. Кирпичное и побеленное по кладке здание к настоящему времени сохранило лишь центральную часть. Она представляет собой кубический объем, увенчанный мощным цилиндрическим барабаном с куполом и маленькой главкой на круглой шее с завершением типа вазы.
От украшавших боковые фасады портиков, первоначально завершенных фронтонами, остались пилястры на краях широких пилонов и на стенах против стоявших перед ними колонн. Необычны высокие, почти достигавшие верха пилястр арочные проемы в портиках (в центре входной, по бокам оконные) с архивольтами, замковыми камнями и карнизами на внутренних плоскостях на уровне пят арок. Барабан декорирован плоскими пилястрами в простенках и упрощенным антаблементом, а его прямоугольные окна заключены в рамочные наличники с подоконной тягой и сандриками.
Основное квадратное в плане помещение храма со скошенными углами и парусами при переходе к завершенному куполом барабану соединялось тремя проемами с алтарем и одним с трапезной.
Выстроенный на средства прихожан храм был просторным. Размеры его 35х10,5х5,5м позволяли размещать на службу до 500 человек в настоящей части и до 350 человек в трапезной. На четверике настоящей части покоился восьмигранный барабан с 8 окнами, которые завершала прежде небольшая главка. Стены внутри и снаружи были прежде оштукатурены.
В 1864году к трапезной Рождественской церкви пристроили четырехъярусную кирпичную колокольню высотой 18м. В 1870г. на колокольне был устроен звон из 5 колоколов, весивших 1300, 720, 215, 65 и 17кг. Настоящая часть церкви было «холодной», трапезная тоже не отапливалась вначале, но в 1899г. там поставили «голландскую» печь.
В 1874г стараниями крестьянина деревни Асовикий Алешок Михаила Даниловича Зайцева в южной стороне трапезной был устроен предел во имя иконы Божией Матери «Казанская».
В начале ХХ в. притч церкви Рождества Христова состоял из священника Павла Введенского и псаломщика Никиты Никольского. Ни пособия, ни жалования от казны служители не получали. В начале ХХ в. В приходе было 308 дворов, на к оторых жительствовали 1121 мужчина и 1065 женщин. В состав прихода кроме с. Асовица входила деревня Асовицкий Алешок. Часть прихожан периодически отправлялись «в отхожие заработки» в южные города, а около 100 человек проживали там постоянно, не имея возможности посещать свой приходской храм.
В асовицком приходе было три школы. Школа грамоты, рассчитанная на обучение 40-50 мальчиков, находилась с 1882г. в здании церковной сторожки.
Ведомость о церковно-приходских школах и школах грамотности по Орловской епархии за 1886/87 учебный год.
Севский уезд. Благочинный священник Василий Святский. Наблюдатель священник В. Гаврилов. Церковно-приходская школа в селе Асовице, основана 15 октября 1884 года. Число учащихся мужского пола – 16, женского пола — 0. Законоучителем местный священник, а учительницею дочь священника Анна Введенская. Помещение — в церковной сторожке. Местные средства содержания школы – от крестьян.
Орловские епархиальные ведомости, № 6, 1888 год.
В 1895г в д. Асовицкий Алешок стала действовать церковно-приходская школа. До 1900г. она находилась в наёмном доме, затем для неё было выстроено отдельное здание. Занятия проводил священник Анатолий Саватеев.
Обе церковные школы содержались на средства прихожан.
В 1900-х годах открылась земская школа. В начале ХХ века в приходе насчитывалось 400 грамотных мужчин и ни одной женщины.
Попытки закрыть Рождественскую церковь по указанной сельским советом причине — необходимости проведения её ремонта — начались в декабре 1933г. В 1937г. была вновь предпринята попытка закрыть церковь и передать помещение для использования под клуб. В мае 1939года было принято последнее постановление об окончательном закрытии церкви и использования её здания «под культурные нужды». В годы оккупации службы в Рождественском храме были временно возобновлены.
Рождественская церковь стала одним из мест служения священномученика Петра Васильевича Архангельского (1890-1939г) (умер в заключении). Также в 1920г. в церкви служили священники Григорий Павлович Беляев и Евдоким Егорович Гуляев.
Место, где находилась церковь, называлось «Ковалёвка», так как по близости жили, ковали кузнецы. По словам старожилов, немцы в 1943г взорвали колокольню и боковые части церкви и построили из кирпича баню и дорогу до моста через речку. После войны в оставшемся объёме церкви размещался склад.

Церковь Троицы Живоначальной в
с. Бочарово
Бочарово впервые упоминается в 1644 в составе Радогощского стана Комарицкой волости как «новое село» с Троицкой церковью (последнее здание с 1778 до 1928; не сохранилось).
В XVIII-XIX века селом владели Голицыны. До 1929 входило в Севский уезд (с 1861- в состав Быховской волости, с 1880-х годов – Радогощской, с 1924 -Комаричской волости). В середине ХХ века – колхоз имени Чапаева.
Церковь Троицы Живоначальной прибыла в Севскую десятину в 1944году, однако в 1678г. в этом селе упоминается только Троицкая часовня. Вскоре храм был возобновлён; до 1704года в нём служил священник Василий Иванов, затем переведенный в новооснованную церковь с. Лобаново. Кроме него, в Бочарово служили священники Василий Гаврилов и Григорий Иванов. В 1778г. (по другим данным — в 1773г) тщением местной помещицы Чернышёвой и при помощи в строительстве прихожан в Бочарово была построена новая деревянная церковь на кирпичном фундаменте, она имела внешнюю тесовую обшивку. Снаружи и внутри стены были покрыты масляной краской, а железная крыша имела традиционный зелёный цвет. Церковь имела размеры 20 х 9,5 х 3м и характеризовалась как «небольшая, но по малочисленности населения прихода вполне достаточная пространством». Настоящую её часть венчала большая глава, на которой было 7 малых окон. Больших окон в храме было 10. Войти в церковь можно было с двух сторон, входные двери имели железную обшивку.
В иконостасе не было ни древних, ни месточтимых икон. Не находилось в церкви и древних предметов утвари. Отопление не было предусмотрено. Трехъярусная колокольня с 5 колоколами имела высоту 7,5 м.
*** 152 года по книгам десятильника Никиты Шамшева да старосты попов. Воскресенского попа Филиппа да Никитского попа Данила прибыли вновь 2 церкви:
Живоначальной Троицы Радогожского стану нового села Бочерова дани 26 алтын 4 деньги, десятильничих и заезда гривна и апреля в 14 день те деньги взято платил десятильник Микита Шамшев.
186 года, а по переписным книгам написано часовня Живоначальной Троицы дани 24 алтына 2 деньги; 198 года данныя деньги платил поп Гавриил; 1746 года — рубль 13 копеек.
«Материалы для истории церквей Орловской епархии. Севской десятины жилые данные церкви 7136 (1628)-1746 годы», Москва, 1904 год.
Предоставлено место священническое – дмитровского уезда в селе Промклеве, на место умершего в оном селе священника Григория Голубцева, – за сестрою его, дочерью умершего священника Феодора Голубцева, севского уезда села Бочарова, девицею Еленою.
«Орловские епархиальные ведомости», № 7, 1865 год.
*** Дочери священника, севского уезда села Бочарова, Крылова, Сарра и Евфросиния, приняты на собственном Крылова содержании.
«Орловские епархиальные ведомости», № 11, 1867 год.
*** Умер Севского уезда села Бочарок заштатный Причетник Игнатий Синягин.
«Орловские епархиальные ведомости», № 21, 1870 год.
*** Умер священник Севского уезда села Бочарова Алексей Крылов.
«Орловские епархиальные ведомости», № 8, 1875 год.
*** Севского уезда села Бочарова диакон Алексей Виноградский перемещен в село Радогощь, того же уезда, сверхштатным членом причта.
«Орловские епархиальные ведомости», № 1, 1877 год.
*** Севского уезда села Бочарова священник Георгий Амфитеатров определен помощником настоятеля в село Гощь Карачевского уезда.
«Орловские епархиальные ведомости», № 22, 1877 год.
С 1878г. по 1900г . Троицкий храм в Бочарово был подчинён одноименной церкви с. Лобаново. При этом в ведомости 1903г. Бочаровская церковь названа «Троице-Николаевской».
В страховой ведомости 1910г. иконостас в храме Бочарово указан один, и его небольшой размер 5,5 х 7м не позволяет предполагать, что за иконостасом находились два алтаря. Но в ведомости движимого имущества Троицкой церкви в 1915г. указано два престола.
В 1900г. Бочаровская церковь получила собственный причт в составе священника Василия Попова и псаломщика Ильи Рождественского, которым было назначена казённое жалование 300 и 100 рублей в год соответственно. Последнее обстоятельство свидетельствует о бедности прихода: в те годы казна жаловала только тех служителей, которые не имели достаточного довольствия от собственной хозяйственной деятельности и пожертвований прихожан.
Не отличался приход и многочисленностью, в Бочарово и д. Пигарёво в начале ХХв. было 106 дворов, на которых жительствовали 994 души обоего пола. О своих прихожанах настоятель церкви отозвался таким образом: «Нравы народонаселения отличаются патриархальной простотою, наряду с которой свободно уживаются грубость и пьянство. Народ мало осведомлён о предметах веры и нравственности и очень суеверен». Невысокий уровень культуры крестьян был следствием отсутствия в приходе школы. Грамоте односельчан, создав группу из 3-5 мальчиков, вначале обучал местный ветеран за мизерную плату. Мальчики выучивались читать, да с трудом подписывать своё имя. Всего грамотных в приходе было 25-30 человек мужского пола.
Церковно-приходская школа в селе Бочарове была открыта 25 ноября 1885 года.
*** Журнал заседания Орловского Епархиального Училищного Совета, от 12 марта 1886 года.
Слушали отношение исправляющего дела благочинного 4-го участка Севского уезда, священника В. Святского, от 17 декабря 1885 года за № 200, при коем он препроводил рапорт священника села Бочарова П. Попова об открытии церковно-приходской школы в селе Бочарове с деревнею Писаревою. Школа эта открыта 25 ноября 1885 года. Учителем избран прихожанами 2 железнодорожного батальона отставной младший писарь унтер-офицерского звания Дометий Афанасьев, имеющий свидетельство на право обучения от Инспектора Народных училищ Тульской губернии. По мнению священника, он заслуживает того, чтобы ходатайствовать об утверждении его, Афанасьева, в должности учителя. Жалованье он, Афанасьев, получает с ученика по 80 копеек в месяц; всех учеников находится 32; обучение происходит в церковной караулке того села; по Закону Божию священник занимает два класса в неделю.
Орловские епархиальные ведомости, № 11, 1886 год.
*** Севский уезд. Благочинный священник Василий Святский. Наблюдатель священник Иоанн Никитский. Церковно-приходская школа в селе Бочарове, основана 28 ноября 1885 года. Число учащихся мужского пола – 11, женского пола — 0. Законоучителем местный священник, а учителем псаломщик Рождественский. Помещение — в церковной сторожке. Местные средства содержания школы – от крестьян по 45 копеек с учащегося.
Орловские епархиальные ведомости, № 6, 1888 год.
*** Журнал заседания Орловского Епархиального Училищного Совета от 20-го марта 1888 года.
Наблюдатель доносит, что в церковно-приходской школе села Бочарова учение снова открыто с 25 января сего 1888 года; учителем состоит псаломщик Рождественский и законоучителем местный священник Попов.
Орловские епархиальные ведомости, № 9, 1888 год.
С 30 октября по 2 февраля 1910г ( до своей смерти) служил в церкви священник равел Семёнович Покровский. Он же преподавал закон Божий в Бочаровском начальном училище. В 1911-1930 (возможно- с перерывом) служил иерей Михаил Александрович Одринский. В начале 1920-х годов упоминается ещё однин священник Троицкого храма – Иван Васидльевич Морозов.
Давно уже нет в Бочарово церкви. «Попова горка» ныне пуста. По словам В.П. Иванова, в период коллективизации, 25 марта 1928г., Троицкую церковь сжёг местный крестьянин. Верующие прихожане просили перенести в Бочарово деревянную церковь из с. Избични, поскольку в Избичне тогда действовал второй, каменный храм. Но их просьба не была удовлетворена.
Анна Маслова
При написании использованы источники и литература: «Храмы Севского уезда». Олег Вязьмитин, Сергей Харитонов, Аркадий Шатохин. Материалы сайта «Брянский край» и Сайта «Брянская епархия: Русская Православная Церковь». Воспоминания старожилов.
Продолжение следует


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить