Исторический экскурс «Храмы Комаричского района»
Церковь Николая Чудотворца в с. Лугань. Село Лугань упоминается с 1595г. в Комарицкой волости; с начала 17 века в составе её Чемлыжского стана. в XVIII веке — резиденция дворцовых управителей и становых старост (так называемое «присутственное» село с Приказной Избой, выполнявшее ряд функций волостного центра).
При формировании Орловского наместничества (1778) назначено уездным городом; был утвержден городской герб Лугани.
В 1782 Луганский уезд был расформирован (его большая часть отошла во вновь образованный Дмитровский уезд), а Лугань снова определена селом Севского уезда.
В начале ХХ века село принадлежало Шаровской волости. Не единожды в своей истории Лугань переживала периоды подъема и запустения. Благодаря построенному Н.Н. Челищевым в 1840-х гг. свеклосахарному заводу, в 1858г. население Лугани достигло исторического максимума — почти 1200 человек. Но вскоре владелец села и завода решил освободить землю от крестьянских хозяйств, и население Лугани, невзирая на сопротивление крестьян, дошедших со своими жалобами до самого императора, почти поголовно было переселено в другие владения Челищевых. В 1863г. в Лугани остались только господская усадьба, завод и дома его служащих. В 1-й четверти ХХ века Лугань снова стала активно заселяться, по переписи 1926г., в ней уже числилось 265 жителей. В годы фашистской оккупации село было разрушено и с 1967г. не существует официально.
В 1595году Лугань уже называлась селом, стало быть, храм в нём уже был, но его посвящение до Смутного времени достоверно не известно. Деревянная церковь Николая Чудотворца в Лугани упоминается с 1628г. В 1787-1788гг. прихожане построили её последнее здание. Храм был немалый: его размеры 22,5 х 14 х 2,5 м позволяли вместить до 500 человек. В 1877году церковь капитально отремонтировали: поновили стены, заново сделали пол, трапезную, кирпичный фундамент и железную крышу. Обшитое тесом снаружи и внутри здание было покрашено масляной краской. Его венчала одна большая главка. Под куполом находились 7 малых окон, а внизу- 14 больших. Церковь не отапливалась. В церкви были 2 наружных двухстворчатых двери. Четырехъярусная колокольня имела высоту 15 м и 6 колоколов.
Из-за резкого падения численности населения Лугани Никольскую церковь в 1876г. приписали к храму в Игрицком, а в 1894г. и вовсе запечатали по ветхости. Однако после ремонта, проведенного на средства помещика Красовского, в 1898г. при Никольском храме вновь образовался самостоятельный приход. До 1725г. в приходе Никольской церкви находилась деревня Игрицкое. После освящения Знаменского храма там образовался самостоятельный приход. С 1898г. прихожанами Никольской церкви были только жители деревни Ольгино (114дворов, 376 мужчин, 324 женщины), ибо, населения в Лугани практически не было в это время: там, как уже говорилось, был завод, помещичья усадьба, хутор, церковь и кладбище, устроенное в 1788г. поодаль от храма.
Священником Никольской церкви после возобновления самостоятельного прихода был назначен переведённый из Игрицкого Григорий Турбин, но вскоре он умер, и его сменил Алексей Васильевич Соколов. Псаломщиком служил Георгий Васильев. Причту было положено казённое жалование 400 рублей. В 1890г. в селе Ольгино действовала школа грамоты. В октябре 1900г. её разместили в Лугани, в доме, предоставленном на время помещиком Челищевым. В то время в школе обучалось 39 мальчиков и 6 девочек, среди взрослого населения грамотных было немного: 50 мужчин и ни одной женщины. В содержании школы приход «по крайней своей бедности» не участвовал: школа содержалась на средства открытого в 1897г. приходского попечительства церкви. С 1902г. в Лугани упоминается церковно-приходская школа, размещенная в принадлежащем церкви деревянном оштукатуренном здании, стоявшем на церковной земле. Заведующим в школе и законоучителем был настоятель Никольской церкви священник Соколов.
С давних пор недалеко от Никольской церкви стояла часовня. Она возвышалась над колодцем на гористом берегу Усожи. Ежегодно в день Пятидесятницы к часовне совершался крестный ход. Около 1906г. на средства прихожан, собравших 500 рублей, часовня была выстроена заново. В 1923 -1925гг. в Лугани служил священником Владимир Ильич Бакаев. После 1920-х гг. Никольская церковь села Лугань действующей не упоминается.
Помимо церкви и завода, в Лугани до запустения были десятиклассная школа и больница. Старожилы указывают, что, вероятно, храм располагался на южной окраине села, рядом с ним находилась школа. В годы оккупации семьи учителей и врача были убиты фашистами.
Бывшая приходская деревня Ольгино расположена в живописном месте на высоком берегу Усожи. На окраине деревни находится святой источник Скорыж, который бьёт у основания склона. Из поколения в поколение передаются предания об этом чудотворном источнике. Вода в нём считается целебной. Старожилы говорят, что когда-то она била с такой силой, что шум был слышен около города Севска, сегодня струится небольшой ручеёк. Над родником по инициативе бывшего главы администрации района В.Н. Кузина установлена часовня и купальня. Родник в 2006г. освящен во имя Троицы Живоначальной.
*** Бакаев Владимир Ильич, Иерей
Биографическая справка
Родился 28 июля 1892 г. в с. Лобаново Радогощской волости Севского уезда Орловской губернии (ныне в составе пгт. Комаричи Комаричского р-на Брянской обл.). В 1920 — 1923 гг. служил псаломщиком в храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Быхово Радогощской волости Севского уезда Брянской губернии (ныне территория Комаричского р-на Брянской обл.). Был лишён избирательных прав.
В 1923-1925гг. Иерей Храм во имя Святителя Николая посёлка Лугань (Луганский) Брянской губернии (ныне Комаричского района Брянской области)
В период с 1925 по 1927 гг. служил священником в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы села Княгинино Чемлыжской волости Севского уезда Брянской губернии (ныне территория Севского р-на Брянской обл.).
Был судим в 1928 г. Севским нар. судом по ст. 142 п. 2 УК РСФСР и приговорен к 4 годам лишения свободы. Срок наказания отбыл.
Далее служил священником в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы с. Радогощь Комаричского р-на Орловской обл. (ныне территория Комаричского р-на Брянской обл.). В этот период придерживался обновленческой ориентации.
Был арестован 3 августа 1937 г. Обвинялся в компрометации органов сов. Власти. 28 августа 1937 г. решением особой тройки УНКВД по Западной обл. приговорен к 10 г. ИТЛ.
По воспоминаниям внука, Бакаева Павела Павловича, срок наказания отбывал в Коми ССР г. Воркута. В заключении работал фельдшером.
В 1947 г. вернулся и работал священником в с. Радогощь. В 1953 г. был переведен в Успенскую церковь ??? (название указано не точно) г. Трубчевск. В 1957-1958 г. был переведен в г. Севск
1964 г. – переведен в г. Болхов Орловской области
1966- 1972 гг с. Радогощь (лечил больных с психическими расстройствами, проводил отчитку одержимых; за лечением приезжали люди из разных областей)
Умер 28 августа 1972г. , похоронен на территории храма с. Радогощь. Реабилитирован 10 августа 1989 г.
Церковь Михаила Архангела в с. Лукинка
Лукинка (Лукинки, Лукинск) – упоминается с 1665 как «новое» село в составе Чемлыжского стана. В конце XIX века здесь действовало более 10 ветряных мельниц и свыше 30 маслобоек. До 1929 в Севском уезде (с 1861 в составе Евдокимовской волости, с 1880-х годов в Литижской, с 1924 в Комаричской волости). В середине ХХ века — колхоз «Красный партизан». С 1918 по 2005 в Лукинском сельсовете (до 1980-х годов — его центр). В 1964г. в состав села включен поселок Чернецкий. Максимальное число жителей 1477 человек зарегистрировано в 1894г.
Лукинка упоминается с 1665 как село с церковью Архангела Михаила, село принадлежало Севскому Спасо-Преображенскому монастырю. В 1678 году в Лукинке насчитывалось 22 крестьянских и бобыльских двора. В переписных книгах 1703 года «у оной церкви написано: во дворе вдовой поп Василий Сергеев, в приходе 20 дв.»
12 мая 1730 года архимандрит этого монастыря Варлаам с братией подали в Синодальный казенный приказ следующее прошение: «с прошлых давних лет у нас Спасова монастыря в селе Лукинке церковь архангела Михаила обветшала и Божественной службы служить невозможно, а без указу на оную церковь лес ронить и вновь строить мы не смеем и просим на оную церковь лес ронить и вместо той ветхой церкви вновь строить и о выдаче антиминса и о освящении дать указ».
Указ был получен 5 октября 1730 года, а 7 июля 1731 был выдан антиминс для освящения новопостроенного храма. 2 мая 1847 ветхая церковь в Лукинке сгорела. В 1850 году тщанием прихожан на месте сгоревшей построена новая церковь. При этом, вероятно, был использован сруб упраздненного Сергиевского храма села Городище, который продали с иконостасом в Лукинку. Видимо, в память той упраздненной церкви в Архангельском храме в 1873 устроили деревянный придел во имя Преподобного Сергия Радонежского. Деревянная церковь была поставлена на кирпичный фундамент и обшита снаружи тесом, ее размеры составляли 27,5 х 13 х 5 м. Над настоящей частью и алтарём возвышались большая и малая главки. Трехъярусная колокольня имела высоту 16 м и 5 колоколов на звоне. В церкви было 3 входа, 27 больших и одно мало окно (над западной дверью). Перед главным престолом стоял иконостас размером 7 х 11,5 м, поставленный в 1873 году на средства прихожан, а перед предельным престолом — иконостас размером 5 х 3 м. Отопления церковь не имела.
Наиболее почитаемыми иконами, приобретёнными в одном из Афонских монастырей, в Архангельском храме были купленный на средства прихожан образ Казанской Божией Матери, иконы Пантелеимона целителя и Николая Чудотворца. Последние две святыни были приобретены на средства крестьянина с. Лукинки Трошенкова Семёна Никоноровича. Около 1898 года построили рядом с церковью деревянную сторожку с соломенной крышею.
В 1896году иконостасы, пол и стены внутри храма покрасили, обновили иконы и промыли позолоту. В 1898г церковь отремонтировали снаружи: сделали три новых крыльца, покрасили медянкой крышу, наружные стены и ограду вокруг церкви покрасили масляной краской.
Священник и псаломщик составляли причт церкви. Казённого жалования не получали. В 1902 году в приход Архангельской церкви входили только жители села: 699 мужчин и 725 женщин – русские государственные крестьяне и несколько семей цыган. О своих прихожанах настоятель храма Константин Воскресенский отозвался так: «К богослужениям, говению, поминовению усопших, к богомолениям и другим делам благочестия, не требующим больших денежных расходов, довольно усердны. К начальству они почтительны и послушны. Главные пороки их: пьянство, сквернословие, самоуправство. Некоторые из них, особенно цыгане, занимаются воровством. Пьянство стало уменьшаться со времени закрытия в селе питейного заведения и введения казённой продажи спиртных напитков»
На фото: предполагаемое место церкви Николая Чудотворца в бывшем с. Лугань
Продолжение следует
Анна Маслова
При написании использованы источники и литература: «Храмы Севского уезда». Олег Вязьмитин, Сергей Харитонов, Аркадий Шатохин. Материалы сайта «Брянский край» и Сайта «Брянская епархия: Русская Православная Церковь». Воспоминания старожилов.