Ах, как хочется вернуться в дорогие сердцу родные места…

24 февраля 2021, 9:20 | Общество 7

Хоть на день, хоть на час так хочется вернуться к тем местам, где я была любимой дочкой, долгожданной внучкой. Что можно сказать?… Ведь дороги назад не бывает. Реки вспять не текут, дважды в воду одну не вступают… А дорогое детство, как рюкзак ...

Хоть на день, хоть на час так хочется вернуться к тем местам, где я была любимой дочкой, долгожданной внучкой.
Что можно сказать?… Ведь дороги назад не бывает. Реки вспять не текут, дважды в воду одну не вступают… А дорогое детство, как рюкзак я несу за спиною всю свою жизнь.

Ностальгия, давай поведем диалог. Прошло много лет… Дом на улице Энгельса 116 не забывается. В нем прошло счастливое детство, прекрасная юность, он мне дал достойную путевку в жизнь. Уже давно нет людей, которые мне были очень дороги.
Но мне кажется, они есть. И сейчас живут на какой-то далекой-далекой планете. Когда бывает грустно, я вспоминаю эпизоды из той жизни.
Что такое счастье?
Оно, на мой взгляд, многогранно. Бывает рядом с нами, а мы его не замечаем.
Я с родителями живу в доме по переулку Заря. До мельчайших подробностей помню обстановку комнат того дома. Наша семейная библиотека начиналась с деревянной красивой этажерки. Я помню книги, которые стояли на полках. Они сохранены и им свыше шестидесяти лет. Порой я их перечитываю, листаю страницы, а перед глазами проходит та, непридуманная жизнь. От которой веет теплом, уютом, любовью, счастьем.
Дом состоял из четырех комнат и террасы. Это две спальни, гостиная, общая комната. В спальне родителей стояла их кровать, платяной шкаф, моя детская кроватка. Ковер над кроватью заменяла красивая ситцевая ткань. Став постарше, я стала жить в своей спальне. Тут были две кровати, стол, платяной шкаф. Кровати всегда были очень красиво убраны. Мы на них только спали. Гостиная была праздничной комнатой. Диван большой и мягкий делал комнату уютной. В буфете светлой полировки была выставлена посуда. В углу – трюмо. У окон, выходящих в переулок, стояли венские полированные стулья. В другом углу комнаты стоял столик, на нем радиоприемник с пластинками. Окна дома украшал белоснежный тюль.
Телевизор тогда был большой редкостью. Маленький экран. В теплое время года родители ставили его на подоконник и соседи с интересом смотрели телепередачи.
В общей комнате стоял большой круглый стол. А над ним висел абажур. Он был теплого цвета. За этим столом я рисовала, училась читать. Моя семья собиралась на ужины. Печь хорошо обогревала весь дом. Ее топили дровами, углем. Еду в доме не готовили. Для этого была летняя кухня.
Я очень любила эту комнату. Она была всегда многолюдной. За нашим хорошим столом были родственники, знакомые.
Я вижу себя в этой комнате: играю в куклы, мне читают детские книги, я сама начала читать разные сказки. Какие у меня были куклы! Их мне дарила бабушка Таня. Детский сад я не посещала. Тогда в каждом доме была своя бабушка. Сейчас, к сожалению, нет таких бабушек. Моя бабуся была самой лучшей на свете! «Моя золотая рыбка», – так ласково она меня называла.
Меня окружали взрослые: папа Алексей Митрофанович, мама Мария Васильевна, дедушка Василий Матвеевич, бабушка Татьяна Ивановна. В детстве я много болела. Выхаживала меня бабушка. А вот у кровати во время болезни почему-то остался в памяти папа.
Я помню, как он меня катал на велосипеде по берегу канала им. Кирова. Это было рано утром, город еще спал.
Спасибо, мои дорогие, за заботу, за любовь. Мои любимые родители, я Вас слушалась, очень ценила Ваше мнение, всегда была проникнута к Вам глубоким уважением.
Сейчас порой испытываю угрызения совести. Что-то не сказала ласковое, возможно не обняла, не пожалела, вы, видимо, очень хотели, чтобы я была рядом, а меня по стечению жизненных обстоятельств не было.
Я росла и воспитывалась в доме добра. Бабушка была сердечным милосердным человеком. Она занималась домашними делами, огородом. На рынке продавала выращенный урожай: огурцы, помидоры, зелень. К ней за рассадой постоянно приходили люди.
А зимой она ездила в Оренбургскую область в село Кишаловка. Там жила ее племянница тетя Нюра. Муж умер. На ее руках шестеро детей. Не оставляла она без внимания и других своих племянников и их детей. Она везла им сухофрукты, сладости, ситец.
Как-то в ее отъезд я сильно заболела корью или ветрянкой. Была очень высокая температура. Сижу у окна, листаю яркие иллюстрации к русским народным сказкам. Моя бабушка с чемоданами и рюкзаком торопливо идёт к дому. Она не доехала, дедушка вызвал ее телеграммой, написав, что я умираю.
Я плохо ела. Еда дома была всегда. Женщины готовили очень вкусно. Супы, борщи, домашняя лапша, пироги всегда были на столе. Я очень благодарна маме: она научила меня правильно вести домашнее хозяйство. Дала мудрые советы: деньги не распылять и не занимать, а правильно ими руководить. И не быть их рабой.
Во время моего детства было много многодетных семей. У Ермаковых четверо детей, у Волченко – трое, у Алещенко – четверо, у Фоменко – пятеро, у Горюновых – четверо. Я часто была у них в доме. Горюновы жили очень скромно, т.к. работал дядя Алеша, а тетя Галя занималась домом и воспитанием детей.
Мне года четыре или пять. Мы, дети, сидим за столом. На столе тарелка с сахаром, нарезанный хлеб, в блюдечке вода. Куски хлеба мы макаем в воду, затем в сахар и запиваем еду чаем. Ела я у них на ура! И на ужин часто оставалась. Оказывается, моя мудрая мама давала соседке продукты, конфеты. Пишу, а сама и плачу, и улыбаюсь.
Еще эпизод. Тетя Галя кормит Сергея грудью. Зина, Таня, Оля и я с кружками стоим и ждём, когда она нам сцедит молоко. Я попробовала глоток и больше никогда не пила.
Остались в памяти новогодние праздники. Папа работал экспедитором на ремонтно-механическом заводе. Какие он приносил подарки! Я этого никогда не забуду. Однажды моя мама устроила дома елку и пригласила детей. Пакеты для подарков она сшила из тетрадных листов, красиво их разукрасив. Я даже помню конфеты из этих подарков.
Павел Терентьевич Угрюмушкин – мой крестный. С его именем у меня связаны самые теплые воспоминания. Это новогодние елки с прекрасными сюрпризами детства – мандаринами, шоколадными конфетами. Этот замечательный человек всегда был рядом. Он радовался моим успехам, переживал вместе со мной неприятности. Я его считала моим вторым папой. В памяти остались его подарки: модная дубленка, красивые сумочки. Дома у меня сохранен его свадебный подарок.
Дягилева Екатерина Яковлевна – мамина близкая подруга. И моя крестная. Мои воспоминания об этой удивительной женщине связаны с книгами. Они были рядом со мной, присутствовали в моей жизни и были для меня хорошими, надежными друзьями. Я любила их читать. Как педагог, я сейчас понимаю и ценю тот вклад нравственности, который я получила от моей дорогой Екатерины Яковлевны.
Удивительно, но я как-то чувствую и мне кажется, что эти замечательные люди продолжают оберегать меня. Видимо, так сильна моя память о них.
Хорошие воспоминания – это рай и находиться в нем хочется долго-долго. Ключи от дверей рая у меня. И сейчас я имею большую возможность плавать в огромном океане воспоминаний. На помощь приходят январские святые вечера: есть возможность поразмыслить, вспомнить хорошее. Родные черно-белые фотографии в старом семейном альбоме возвращают меня, мою память в далекое прошлое.
В нашем доме встречались три друга. Это мой папа, крестный и дядя Коля Кулик. С ним папа служил в армии. Их армейская дружба сохранилась на всю жизнь. Он приезжал к нам в гости из Ташкента.
На протяжении детства, отрочества, юности и взрослой жизни я видела настоящую мужскую дружбу. У каждого из них была хорошая крепкая, трудолюбивая семья.
Большим праздником для меня было присутствие в нашем доме маминых подруг. Это Екатерина Яковлевна Дягилева, Зинаида Михайловна Югай, Вера Маратовна Баширова, Тамара Анваровна Каримова. Дружба этих замечательных девушек началась в Ташкентском педагогическом училище им. В.И. Ленина. Потом продолжилась в Ташкентском государственном педагогическом институте имени Низами и сохранилась на долгие-долгие годы. Они были детьми той страшной войны. Большая тяга к знаниям и трудолюбие сделали их культурными людьми. Вся их жизнь была посвящена школе и воспитанию детей.
А вот замечательную пару дядю Колю и тетю Тосю Головкеивич я всегда вспоминаю со слезами на глазах. Он и она работали на заводе, где и мой папа. Бывали у нас в гостях, родители у них. В конце 50-х и начале 60-х годов столы были скромные. Почем у-то помню жареный картофель, квашеную капусту, очень вкусный чурек. Это хлеб в виде очень большой продолговатой лепешки. Десерт – конфеты карамельки, сахар. Пили всегда много чая. Это же Узбекистан. Мы, дети, никогда со взрослыми не были за столом. Нас кормили в другой комнате, и мы хорошо играли, общались. За столом доброе общение, смех, шутки и самое главное – это красивые, задушенные песни. Дядя коля и тетя Тося красиво дуэтом пели украинские народные песни. Мы всегда просили их спеть «И в дорогу далэко ты меня на зари провожала». В начале 70-х годов не стало дяди Коли. Он заболел и умер. Горько осознавать уход близких.
Л.А. Гусева
Продолжение следует


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить