Учите детей правильно говорить!

Дорогие родители! Каждый из вас хочет видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем. Тогда учите их правильно говорить!
Четкая, логичная, грамотная речь — это половина успеха в жизни. Не важно, кем станет ваш малыш, учителем или дизайнером, математиком или журналистом, правильная речь пригодится ему в любой профессии.
Произносительные нормы родного языка малыш усваивает постепенно, примерно к 4,5 годам. Вначале заменяет трудные звуки (Р, Ш,Ж,Ч) более простыми (ЛЬ,Й,Т,С),переставляет их, сокращает количество слогов в слове и т.п. До 3-4-летнего возраста подобные явления считаются нормальными.
В 3 года у здорового ребенка должны сформироваться губные (П, М, Б), губно-зубные (В, Ф), заднеязычные (К, Г, Х) и переднеязычные (Т, Д, Н) и гласные звуки
До 4 лет правильными должны быть свистящие звуки, такие как С, З и Ц. До 5 лет формируются шипящие звуки – Ш, Щ, Ж, Ч
А к 6 годам, у ребенка должно сформироваться правильное произношение сонор – Р, Л, Й.
К этому моменту, если определенные звуки не сформировались – ставят диагноз физиологическая дислалия. Это означает, что нарушение протекает правильно и эти дефекты ребенок может перерасти. Однако стоит учесть, что при искажении фонем в любом возрасте – необходима помощь логопеда.
Сохранившиеся после 5 лет нарушения звукопроизношения становятся не только косметической проблемой, но и препятствием в усвоении чтения и письма. Ребенок, говорящий СТОЛА вместо ШТОРА, так и напишет.
Логопедическое обследование ребенка проводится для определения уровня его речевого развития. Логопедическую диагностику рекомендовано проводить с детьми 3-4 лет и старше.
Но есть рекомендации, о которых родителям полезно знать с появлением малыша. Так для профилактики нарушения речи необходимо исполнять следующие меры:
• Ребенок должен слышать вокруг себя правильно поставленную речь
• Развивать и тренировать мышцы артикуляционного аппарата
• Не использовать при общении с ребенком уменьшительно-ласкательные слова
• Развивать мелкую моторику рук. Ребенок должен самостоятельно завязывать себе шнурки, застегивать пуговицы и так далее. Дело в том, что в работе головного мозга моторные центры речи и пальцев правой руки расположены рядом, соответственно при развитии моторики, усиливается кровоснабжение и соответственно — центр речи.
• Ребенок с трех лет должен уметь произносить рычащий звук. Если у него возникают проблемы с воспроизведением – нужно сразу обратиться к логопеду за помощью.
Занятия с логопедом необходимо проводить с регулярностью 3 раза в неделю. Также родители должны проводить занятия с детьми дома самостоятельно, по заданию логопеда. Домашние тренировки рекомендуется проводить ежедневно по 5-15 минут, 2-3 раза на протяжении дня.
К слову, дети дошкольного возраста быстрее избавляются от речевого недостатка, нежели дети старшего возраста.
Не жалейте времени, помогите своим детям быть счастливыми. Удачи вам и уверенности в будущем!
Учитель-логопед Т.И. Бормышева