Достойный сын земли Комаричской

В середине 1930-х годов Иван Митрофанович Шелуха вместе с родителями приехал из Украины на постоянное место жительства в Комаричи.
До войны успешно окончил Комаричскую среднюю железнодорожную школу №31. По воле судьбы вся его трудовая деятельность после войны будет связана с железной дорогой. 25 июля 1941 года Комаричским райвоенкоматом он, 1922 года рождения, призывается на действительную военную службу. Тогда призывников, имеющих среднее образование, в первую очередь направляли в армейские школы для подготовки младших командиров. Так красноармеец Шелуха стал курсантом Олсуфьевской школы стрелков бомбардировщиков, по окончании которой воевал в 103 полку связи старшим телеграфистом.
Младший сержант Шелуха точно и вовремя передавал по радиосвязи приказы командира и принимал служебную информацию. Полученные знания в военной школе по электротехнике и радиотехнике очень пригодились ему в жизни.
Фронтовики всегда считали, что радист – важная фигура на войне. Ведь ошибки и искажения передаваемой и принимаемой информации могут стать причиной гибели военнослужащих. Воздушный флот СССР остро нуждался в техническом составе. Старшего телеграфиста Шелуху, зарекомендовавшего себя с положительной стороны, направляют на обучение в Яновскую военную школу авиамехаников.
Служил в знаменитом 511-м отдельном разведывательном орденов Богдана Хмельницкого второй степени и Александра Невского авиамехаником. Сначала полк находился в составе 5-й воздушной Армии Степного фронта, а затем – 2-го Украинского. Летно-технический состав полка участвовал в крупных военных операциях Второй мировой войны: Черниговско-Полтавской, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской и других.
На вооружении полка находились самолеты: «Пе-2» , «МиГ-15 Р», «Як-27-Р», «ЯК-28Р», «СУ-24» и другие.
Службой и работой старшего сержанта Шелухи командир 511-го авиаполка подполковник Берман был доволен. Иван Митрофанович не только знал материальную часть самолета «ПЕ-2» и моторов «ВК-105 ПФ», но и обеспечивал безотказно 110 боевых вылетов «ПЕ-2» на разведку войск противника (конструктор В.М. Петляков), каждый из которого требовал от авиамеханика большого напряжения, человеческих сил и возможностей. Не покидала его иногда мысль, что самолет не по вине авиамехаников может отказать в выполнении боевой задачи. Но он всячески уходил от нее и выполнял своими «золотыми» руками безупречно и профессионально свои функции во 2-ой авиаэскадрильи 511-го авиаполка. Среди технического состава авиаполков был девиз: «Успех в воздухе куется на земле». Для них фронтовиков-авиамехаников, самое хлопотное – ожидание возвращения из вылета своего экипажа. Это трогательно показано в фильме «В бой идут одни «старики»».
«Пе-2» — пикирующий бомбардировщик во время Великой Отечественной войны. Двухмоторный. Каждый раз, увидя свой севший «ПЕ-2», Иван Митрофанович мчался встречать экипаж (командира, штурмана, стрелка- радиста).
Трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб (сбил 62 самолета противника) лаконично сказал об авиамеханиках: «Неутомимые труженики войны!» Для поддержания оперативной готовности самолетов, особенно в холодное время года, авиамеханикам приходилось из системы охлаждения двигателей сливать воду и масло из маслосистемы самолета. Для поддержания оперативной готовности к вылету запускали моторы для подогрева. Самолет «ПЕ-2» находился на вооружении до середины 1950-х годов. Еще один девиз у техсостава авиаполков: «Не уходить с аэродрома до тех пор, пока самолет не будет готов к вылету». Заслуги гвардии старшины, старшего авиамеханика Шелухи И.М. в Великой Отечественной войне отмечены орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», нагрудным знаком «Гвардия» и другими.
Демобилизовался фронтовик в звании старшины в июне 1946 года.
В первом послевоенном году состоялось бракосочетание Ивана Митрофановича с Евдокией Ивановной (много лет работала лаборантом в Комаричском хлебоприемном предприятии).
Трудовая деятельность фронтовика началась с 1947 года и была связана с энергетическим хозяйством железной дороги. Работал машинистом электростанции, в порядке перевода-старшим электромонтером Навлинской районной сети, электромонтером 5-ой группы по эксплуатации распределительных сетей Брянского участка энергоснабжения Московской железной дороги. В трудовой книжке ветерана-железнодорожника в разделе «Сведения о поощрениях и награждениях» множество записей: благодарности, Почетные грамоты, почетные звания, о победах в соцсоревнованиях, о признании ударником пятилетки. Например, почетное звание «Ветеран труда энергетического хозяйства Московской железной дороги», «Отличный паровозник». Кстати, знаком «Отличный паровозник» он был награжден в 1953 году, а после 1957 года такой вид награды на железнодорожном транспорте не вручался. За внесенное рацпредложение в 1979 году Ивану Митрофановичу выдано вознаграждение от начальника объединенного участка энергоснабжения Брянск Московской железной дороги.
С 1986 года ветеран находился на заслуженном отдыхе. Дочь Людмила Ивановна продолжила династию отца, она с 1974 по 2006 годы добросовестно работала билетным кассиром на станции Комаричи. По-разному судьбы сложились у сыновей Владимира и Николая. Владимир Иванович преподавал в Брянской сельхозакадемии, работал предпринимателем. А Николай, к сожалению, рано ушел из жизни.
Род Шелухи продолжается: три внука, две внучки, пять правнуков.
В последний путь Ивана Митрофановича проводили 28.08.1996 года. Вся его трудовая деятельность прошла в советское время. Помню, как впервые познакомился с ним на партийном собрании первичной организации станции Комаричи, на котором был представителем от райкома партии. Он вместе с коллегой по работе Кудряшовым Александром Евгеньевичем, участником Великой Отечественной войны, всегда занимал активную жизненную позицию. Добрыми словами отзывается о фронтовике Чирков А.Ю., бывший начальник железнодорожной станции Комаричи, Иванов Н.А., ветеран труда, бывший механик СЦБ, другие.
В Великую Отечественную войну Иван Митрофанович обеспечивал полную боевую готовность самолетов «ПЕ-2», а в мирное время – закрепленное за ним энергетическое хозяйство железной дороги, которая является мощным транспортным предприятием с комплексом механических средств и сооружений для перевозки пассажиров и грузов!
Петр Ерошкин