Валентин Суббот участвовал в семинаре по обеспечению защиты исторической правды
Мероприятие организовано Советом законодателей при Федеральном Собрании РФ. Обсуждались защита ...
В 1913 году, накануне Первой мировой войны, в семье Артюховых, проживающих в деревне Голынь, родился Ваня, которому суждено было жить в разные эпохальные события: Великая Октябрьская социалистическая революция, Гражданская война в России, индустриализация и коллективизация сельского хозяйства, культурная революция и другие.
Оставшись сиротой в детском возрасте, вынужден был работать по найму, чтобы прокормить себя и сестру, помимо того, что содействие в их жизни принимали родственники. После окончания Голынской школы работал грузчиком на станции Комаричи. 1935 год для Ивана Григорьевича Артюхова стал особенным. Во-первых, он был призван на военную службу. Во-вторых, после окончания военных курсов получил профессию «шофер», с которой навсегда не расставался как в военное, так и в мирное время.
Великая Отечественная война застала фронтовика в Прибалтике. В июле-сентябре 1941 года войска немецко-фашисткой группы армий «Север», имея превосходство в силах, преодолели упорное героическое сопротивление войск Красной Армии и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от тыла нашей страны, СССР. Ленинград оказался в кольце блокады, в окружении, с целью его уничтожения. Единственной транспортной магистралью, по которой шло снабжение Ленинграда боеприпасами и продуктами, а также эвакуация ленинградцев – через Ладожское озеро. В период навигации перевозки осуществлялись по воде, а во время ледостава – по льду Ладожского озера.
Также было воздушное сообщение города со страной. Это была не просто ледяная трасса, а спроектированная военно-транспортная дорога с коммуникациями, ширина которой 10 метров, длина 40 километров. Ее строила 17-я отдельная автотранспортная бригада. В кольце окружения оказались основные силы Ленинградского фронта (8, 23, 42, 65 Армии), силы Балтийского флота. Для снабжения 2,5 миллионного города продовольствием, боеприпасами потребовался автотранспорт. Охрану «дороги жизни» поддерживали воинские подразделения, зенитная артиллерия, дзоты. Маршрут прикрывался нашими истребителями. Первые автомобили «ГАЗ-АА» (полуторки) с грузом по льду Ладожского озера проехали 22 ноября 1941 года, когда в городе норма хлеба в сутки на одного рабочего составляла 250 граммов, а для остальных – 125. В Ленинград везли продукты питания, топливо, боеприпасы, а обратно, на Большую землю, эвакуировали истощенных жителей блокадного Ленинграда, в первую очередь женщин и детей.
«Дорога жизни» действовала до полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года, выдержавшего 900-дневную осаду. Среди обслуживающих ледяную трассу был Иван Григорьевич Артюхов, рядовой, шофер батареи управления 7-й зенитной артиллерийской Краснознаменной дивизии РГК. Часто водители, сбившиеся с пути, рисковали расстаться с жизнью. Плохая видимость, метель. В целях маскировки свет фар в ночное время гасили. Фашистские бомбардировщики подвергали трассу бомбежке. Слабый лед приводил к трагическим последствиям. Так, за первую военную зиму ушло под лед с людьми около 400 машин. Сколько героев отдали свои жизни, чтобы жил Ленинград, точно неизвестно. Чтобы не утонуть, шоферы ехали с открытыми дверьми. Позже на ледяной трассе появились ремонтные мастерские, обогревательные и медицинские пункты. Автомобили «ГАЗ-АА» заменили трехтонками «ЗИС-5». Смертельная опасность преследовали водителей в полыньях, незамерзших местах на ледяной поверхности. Сколько повидал, пережил Иван Григорьевич всего на «дороге жизни»! Каждый четвертый шофер не вернулся из рейса. Губительным для героев-шоферов было явление резонанса. Когда тяжелый грузовик, идущий по льду, преодолевал маршрут, но следуемая за ним легкая машина с людьми проваливалась под лед. Поэтому была предписана определенная скорость, чтобы избежать происшествия. В многоплановом художественном произведении А.Б. Чаковского «Блокада» показана историческая битва за Ленинград.
Иван Григорьевич дважды был ранен (1941, 1943 годах). Его автомобиль всегда был в полной боевой готовности. В боях за город Ленинград, выполняя приказ по подвозке боеприпасов на Пулковские высоты, получив тяжелое ранение, доставил их на огневую позицию наших батарей. За проявленное мужество начальник штаба дивизии гвардии полковник Калиниченко представил фронтовика к медали «За боевые заслуги». Положение по снабжению Ленинграда в 1943 году улучшилось, когда по льду Ладожского озера была проложена железнодорожная ветка. Весной 1942 года принято решение о строительстве трубопровода через Ладогу для доставок топлива в освобожденный город. «Дорога жизни» действовала до полного снятия блокады – 27 января 1944 года.
Иван Григорьевич Артюхов принял участие в военных действиях и на Дальнем Востоке (с 9 августа по 2 сентября 1945 года) по разгрому Квантунской армии Японии. Отважно воевал на Харбинском направлении (северо-восток Китая). Город Харбин освобожден воинскими частями Красной Армии и возвращен Китаю. Летом 1945 года командовал войсками Забайкальского фронта при разгроме японской Квантунской армии маршал Малиновский Р.Я., дважды Герой Советского Союза.
Фронтовик и в мирное время продолжил шоферские дело, добросовестно работая в РО «Сельхозтехника», Комаричском АТП, «Брянскводстрой». С супругой Марией Александровной вырастили и воспитали пять сыновей. Сын Григорий вспоминает: «Как хотелось отцу побыть на мемориальном комплексе «Пулковский рубеж», который установлен в 1967 году. Но в силу сложившихся жизненных обстоятельств так и не осуществилась его мечта…».
Часто ветеран вспоминал Пулковские высоты, эти цепи холмов к югу от Ленинграда, высотой до 73 метров. К этому стратегическому пункту обороны в 1941 -1944 годах он доставлял боеприпасы. Жизненный путь Ивана Григорьевича закончился в 1987 году. Наряду с медалью «За боевые заслуги» фронтовик награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За Победу над Японией». Добрым словом его вспоминают ветераны труда РО «Сельхозника» А.А. Коновалов и другие.
Воздвигнутый единственный в стране памятник военным водителям в Брянске символизирует о мужестве, стойкости, героизме шоферов в период Великой Отечественной войны! В настоящее время ведется капитальный ремонт этого архитектурного сооружения.
Петр Ерошкин

Мероприятие организовано Советом законодателей при Федеральном Собрании РФ. Обсуждались защита ...
У мемориала, ставшего символом для многих поколений работников СМИ, собрались представители ...
17 декабря в Брянске на одной площадке соберутся более 300 предпринимателей, федеральные ...
Процедуру включения в специальный перечень в соответствии с Федеральным законом от 8 августа ...
С 1 декабря 2025 года в России у каждого многоквартирного дома есть свой общедомовой чат в ...
Участники отметили масштаб проделанной работы: тысячи процедур, сотни обученных специалистов, ...