Незабытая война на Халхин-Голе
В 2024 году исполняется 85 лет локальному вооруженному конфликту между советско-монгольскими частями и вооруженными силами Японии в период с 11 мая 1939 года по 16 сентября 1939 года в районе реки Халхин-Гол (протекает в Монголии и Китае) на монгольско-маньчжурской границе.
Историческое событие 1939 года называют войной СССР с Японией. В 1936 году между нашей страной и Монголией был подписан протокол о взаимопомощи, согласно которому на территории дружественной Монголии были размещены части 57-го особого корпуса Красной Армии. Еще в 1932 году Япония оккупировала китайские территории и создала государство Маньчжоу-Го, марионеточное правительство которого заявило о переносе границы на 25 километров вглубь Монголии. В 1938 году у озера Хасан Приморского края войска Красной Армии разгромили вторгшихся на территорию СССР японские войска. Несмотря на это Япония продолжала агрессивную политику.
Командирами 57-го корпуса были последовательно И.С. Конев, Н.В. Фекленко, Г.К. Жуков. Для координации действий советских войск на Дальнем Востоке и частей монгольской армии из Читы прибыл командарм 1-й отдельной Краснознаменной Армии Г.М. Штерн (впоследствии Герой Советского союза, в 1941 году – командующий Дальневосточным военным округом).
К концу мая 1939 года в район военного конфликта СССР направил самолеты «Чайка», «И-16» с группой летчиков-асов, которые имели боевой опыт в Испании и Китае. Японский агрессор был отброшен к монголо-маньчжурской границе. Победа СССР и Монголии на Халхин-Голе стала одной из основных причин отказа от нападения Японии на СССР накануне и в период Великой Отечественной войны. Дружеская Монголия в период 1941-1945 годы отказывала СССР материальную помощь. Более 17 тысяч военнослужащих Красной Армии в этой войне награждены боевыми наградами, а 70 из них стали Героями Советского Союза. Руководство страны в 1939 году понимало, что надо было только отбросить японцев в Маньчжурию и не переходить границу. Наше вторжение было бы опасно для нас в развязывании длительной и затяжной войны. Поэтому СССР пошел на заключение перемирия, инициатива которого исходила от Японии. Поражение Японии в конфликте 1939 года заставило ее отказаться от вторжения на территорию СССР. События на Халхин-Голе нашли отражение в советской и мировой литературе. О них написаны романы, стихи, песни, есть публикации в средствах массовой информации.
В войне на Халхин-Голе первое боевое «крещение» получил наш земляк, уроженец Усожи Смолов Сергей Дмитриевич, родившийся в 1909 году. Его отец, Дмитрий Прохорович, участник Гражданской войны в России, вырастил и воспитал сына настоящим патриотом. Сергей после окончания школы в Старых Прудках продолжил обучение в городе Севске. До службы в армии работал секретарем сельского Совета депутатов трудящихся, возглавлял на общественных началах комсомольскую ячейку на селе. Некоторое время трудился на Дятьковском хрустальном заводе, был членом комитета первичной комсомольской организации. Службу проходил в Одесском пограничном округе младшим командиром. Стремление к знаниям привело его в Смоленский институт марксизма-ленинизма, а затем в военно-политическую академию Н.Г. Толмачева в Ленинграде. Кстати, Николай Гурьевич Толмачев – организатор первых военно-политических учебных заведений Красной Армии. Погиб в бою в 1919 году. Получив отличные знания, он вел целенаправленную агитационную работу и политическое обучение и воспитание среди бойцов на Халхин-Голе, в период Великой Отечественной войны, а в послевоенный период среди курсантов Военно-Транспортной академии в Ленинграде. Главная задача политработников заключалась в том, чтобы мобилизовать личный состав армии и флота на решительную борьбу с захватчиками. Батальонный комиссар член ВКП (б) с 1931 года (звание «майор») Смолов осознавал, что утомительные беседы с бойцами снижают результативность политработы. А вот если агитатора видят на поле боя, который проявляет пример отваги и стойкости, воодушевляя красноармейцев на подвиги, совсем другое отношение их к нему. Так, например, политработником Сергей Дмитриевич в боях за города Белгород и Харьков проявлял отвагу, смелость, решительность.
При расширении плацдарма на правом берегу Днепра воодушевил красноармейцев на успешное выполнение боевых заданий. Начальник отдела агитации и пропаганды Политуправления Второго Украинского флота Смирнов представил майора Смолова к ордену Красной Звезды. Фронтовик воевал в 224 гвардейском полку 72-й дивизии 7-й Гвардейской Армии 2-го Украинского фронта, находясь на должности агитатора отдела пропаганды и политпросвещения 2-го Украинского фронта. Он, как и тысячи других политработников, грамотно и доходчиво доводил до сознания бойцов священные слова: «Враг будет разбит, Победа будет за нами!». О бойцах политического фронта, их роли сказано, например, в произведении С.С. Смирнова «Брестская крепость». Одним из командиров обороны Брестской крепости был полковой комиссар Фомин, который вел бойцов в атаки, поднимая их боевой дух. А в «Марше политработников» говорится о их роли и вкладе в Великую Отечественную войну.
С 1946 года подполковник Смолов находился в аппарате Главного Политического управления Советской Армии и Военно-Морского флота. Преподавал в Военно-Транспортной академии в Ленинграде. За боевые заслуги награжден вторым орденом Красной Звезды, орденом Красного Знамени, Отечественной войны первой степени, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Жизненный путь полковника Смолова Сергея Дмитриевича закончился в 1977 году. Похоронен с воинским почестями в Ленинграде.
Петр Ерошкин