Комаричане — участники строительства БАМа

В 2024 году в России торжественно отметят 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). На 17 съезде ВЛКСМ 23 апреля 1974 года была объявлена Всесоюзная ударная комсомольская стройка по строительству БАМа. Уже через три дня первые комсомольцы отправились на ударную стройку со съезда комсомола.
Комсомольцы Брянщины также активно откликнулись на призыв делегатов 17 съезда, и уже в мае месяце эшелон с добровольцами отправился с брянского вокзала на строительство БАМа. Были в этом поезде и комсомольца из Комаричского района: Лупачев Виктор, Митрошенков Николай (из с. Евдокимовки), Шилов Степан (из п.Майский), Свиридов Николай Иванович, Свиридов Владимир, Тумаков Николай (из с. Шарово), Шамшурин Виктор (из д.Козлово).
Строили наши земляки станцию Аносовскую в Амурской области – это старый путь железной дороги. От станции БАМ до города Тында, протяженностью 180 км.
В 1938 году в Тынду пришел первый поезд. Во время войны в 1942 году рельсы с путей были сняты и перевезены под Сталинград. В 1974 году дорогу от станции БАМ до Тынды пришлось строить заново. После сдачи станции Аносовской и жилого поселка брянские строители переехали в п. Ларба. Основан в 1975 году. В 1971 году я приехал в отпуск. В то время я работал в поселке Териберка Мурманской области. Дома был старший брат Виктор с семьей, они приехали в отпуск с БАМа. Много рассказывал про стройку. И я решил поехать с ним на БАМ. С нами поехал Александр Тумаков, житель с.Шарово. Через некоторое время к нему приехала его жена Люба с дочерью Мариной. Они живут в поселке Ларба и по настоящее время. Устроился я в автоколонну №5 в п. Ларба водителем водовозки. Вода в поселке была привозная с артезианской скважины. Возле щитовых домов стояли двухсотлитровые бочки, куда наливалась вода для питья и хозяйственных нужд. В поселке проживало 4500 человек. В Ларбе находились крупные организации: ГОРЕМ – 28 (Головной ремонтно — восстановительный поезд). Он был основан во время Великой Отечественной войны. Они строили железную дорогу. Строила легендарная бригада И.Н. Варшавского (Герой Социалистического труда, ветеран БАМа). Еще в поселке находились СМП – 573 (строительно монтажный поезд), 152-я мехколонна, автоколонна №5, звеносборка, щебзавод, столовая, школа, дом культуры, садик, магазины, пекарня.
Это было время молодежной романтики и комсомольских песен. В Ларбу постоянно приезжали артисты, показывали фильмы, были танцы – жизнь била ключом. Станции БАМа строили комсомольцы союзных республикхи, Москвы, Ленинграда, других городов СССР. Станцию Ларба и жилой поселок строили туркмены. Приехали в сентябре, но ночам уже выпадал снег, продержались недолго. Через некоторое время остался только начальник, остальные уехали домой. Им на смену приехали русские, проживавшие в Туркмении. Как-то раз из Туркмении прислали вагон дынь. Снабжение было отменное. Товары были японские, китайские, немецкие, финские, чешские. Меня за отличные успехи в работе наградили финскими джинсами. В 1983 году сыграли свадьбу. Жена Надежда работала помощником геодезиста. В 1984 году родилась дочь Оксана. Самая большая рождаемость в те годы была на БАМе. После соединения золотого звена бригадами Бондаря и Варшавского многие строители стали уезжать с БАМа. Кто-то уезжал на родину, кто-то на другие стройки. Я вместе с семьей вернулся на малую родину.
БАМ – это одни из самых лучших воспоминаний в моей жизни.
Завидуйте нам, завидуйте
До самых седых волос.
Вы никогда не увидите
Того, что нам довелось…
Мы жили, ветер свистел в ушах,
Земля светилась в восторге!
Мы сделали первый шаг –
Завидуйте нам, потомки!
(Стихи Роберта
Рождественского)
Петр Афанасьевич Шамшурин, с.Шарово
Фото из семейного архива