Православные комаричане отмечают Медовый Спас
14 августа православные христиане традиционно отмечают Медовый Спас. Об этом мы беседуем с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери Державная поселка Комаричи иереем Игорем Островским.
– Прежде всего, в праздник Всемилостивого (Медового) Спаса православным важно посетить храм, совершить соборную молитву во время Божественной литургии, попросить об исцелении не только тела, но главное – души, исповедаться и причаститься, поскольку далее начинается Успенский пост.
Спас — это Спаситель
«Важно понимать, что Спас – это Спаситель. Сын Божий Иисус, пришедший в этот мир, чтобы исцелить человеческую природу, спасти нас. Официальное название праздника – Всемилостивый Спас. И если мы определили, что Спас — это божество, оно не может быть медовым, ореховым, яблочным или любым другим. Божество только Всемилостивое, поскольку Бог есть Любовь. Именно так православные должны подходить к этому вопросу», — отметил священник.
Батюшка подчеркивает: народные названия и обычаи в целом не являются вредными, но граничат с суевериями, поэтому с точки зрения богословов нежелательны. А вот традиция освящать продукты уходит корнями еще в Ветхий Завет.
«В Книге «Исход» есть повеление первые начатки плодов приносить в Дом Господень. Так мы благодарим творца за то, что он благословил Землю, сделав ее плодородной. В период особых церковных праздников Церковь совершает богослужения и освящает плоды.
Все традиции, связанные с освещением тех или иных плодов тесно сплетены с народными сельскохозяйственными традициями и с сельскохозяйственным циклом. Так, традиции Медового Спаса появились потому, что именно к этому дню созревает новый мед и начинает активный сбор нового меда, который после приносится в церковь. Люди, которые производили мед, приносили в церковь десятину от своих трудов.
По словам отца Игоря, после освящения мед не получает какую-то особенную силу, не становятся святым продуктом, который нужно употреблять специально натощак.
«Это одна из добрых традиций, как на Преображение мы освящаем какие-то овощи и фрукты, так и в Медовом Спасе эта традиция символизирует начало нового урожая. Понятно, что это происходило тогда, когда был определенный цикл, то есть яблоки поспевали к августу, орехи к концу августа. Сейчас овощи и фрукты есть круглогодично, но всё же традиция сохраняется», — продолжил рассказ священник.
Он также указал на связь Медового Спаса с началом Успенского поста и праздником Честных Древ Креста Господня. В этот день также принято освящать воду.
«Это традиция византийской церкви: в первый день поста совершался крестный ход, освящение воды и поклонение частицам Древа Креста Господня, которые находились в Константинополе в храме Святой Софии. В этот день много разных традиций сплелись в одну», – отметил настоятель Храма.
Как уточнил в беседе с нами священнослужитель, православная церковь не ставит никаких ограничений на то, чтобы не есть мед до или после праздника Спаса. При этом в народе существует традиция, что, например, яблоки нельзя вкушать до Преображения.
«Но в этом ограничении нет абсолютно никакого смысла, особенно сейчас, когда мы можем кушать мед круглый год. Церковь не видит ничего полезного в том, чтобы не есть мед в течение месяца до Медового Спаса. Это искусственное ограничение, особенно в наше время, когда мы не связаны с какими-то сельскохозяйственными практиками», – добавил иерей Игорь Островский.
Опять же нужно понимать взаимодействие Божественного и человеческого. Если совершается только обряд без внутреннего наполнения, мы называем это обрядоверием, а сам человек проходит мимо благодати, мимо Христа.
История вопроса
Богослужения 14 августа связаны с воспоминанием, когда в XIX веке на Востоке распространились различные немощи и болезни. Тогда для молитвенного поклонения выносился животворящий Крест Господень. Боголюбивый народ преклонялся к этому божественному древу, истощавшему силу.
Эта традиция, по его словам, жива до сих пор: в канун праздника из алтаря для молитвенного поклонения верующим выносят Крест Господень. Во время Божественной литургии у каждого прихожанина будет возможность совершить соборную молитву. А поскольку день также знаменует начало Успенского поста, важно исповедаться и причаститься. По окончании литургии происходит освящение продуктов.
Таким образом, с точки зрения религиозных приоритетов, вначале нужно побывать в церкви, помолиться, поблагодарить творца и совершить приношения. Когда мы призываем Благодать, важно просить, чтобы исцелилось не только человеческое тело, но и душа. То же самое происходит в праздник Преображения Господня, который имеет статус Великих Двунадесятых, когда мы вспоминаем особую молитву, которая совершилась на горе Фавор».
Успенский пост
С точки зрения Устава Церкви, Успенский пост – четвертый. Он один из строгих, но короткий – длится всего две недели. Завершается он великим праздником Успения Святой Богородицы. «Еще есть неофициальное название — Богородичная Пасха, поскольку Богочеловек Иисус воскресил свою матерь. Успение – временный сон, переход от Земли на Небо», — отмечает отец Игорь.
Пост перед этим праздником – время особой подготовки, молитвенного поклонения, возможность заслужить заступничество Богородицы.
«Апостолы, когда совершали евхаристию, им явилась Божья Матерь и сказала: «Радуйтесь. Потому что я с вами во все дни». Они же ответили: «Пресвятая Богородица, помогай нам». И сегодня, когда мы собираемся на богослужения, мы тоже просим у Божьей Матери помощи и защиты. Поэтому пост ведет к очищению, в том числе черед добрые дела. Это и молитва, и ограничение, и благотворительность», — подытожил настоятель храма в честь иконы Божьей Матери Державная.
Яблочный Спас
19 августа отмечают Яблочный Спас, который совпадает с православным праздником Преображения Господня.
В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие, когда Иисус Христос с тремя апостолами поднялся на гору Фавор и начал молиться, как вдруг его лицо озарилось светом, а одежда побелела. С небес же раздался голос: «Се есть сын мой возлюбленный, его слушайте!»
У праздника имеется официальное название, которое используется в церкви: Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. У восточных славян он имеет другие названия: Яблочный Спас, Второй Спас или Спас на горе. Для верующих этот день является знаковым. Они стараются преобразиться внутренне. Считается, что это время, когда человек может начать новую жизнь, свободную от вредных привычек и различных пороков. Почитают Яблочный Спас поспевшими к этому времени плодами. Христиане верят, что они по запаху похожи на аромат яблок из Эдемского сада.
Традиции
Во всех православных храмах в этот день проходят торжественные богослужения и совершаются обряды освящения наполненных фруктами и ягодами корзинок прихожан. На Руси верили, что человек подобен плодам яблони: он изначально зеленый, а со временем обретает яркие краски и наливается соком. Также постепенно и верующие проникаются светом своего Создателя.
Ореховый Спас
Это заключительный и самый нестрогий из трех православных праздников, именуемых Спасами. Каждый год он выпадает на 29 августа. Празднику предшествуют Медовый Спас (14 августа) и Яблочный Спас (19 августа).
Третий Спас также называют Ореховым, Хлебным и Холщовым. Он приурочен ко дню празднования в православной церкви перенесения Нерукотворного образа Спасителя.
Святому Иоанну Златоусту принадлежат такие слова: «У того, кто начинает и заканчивает трапезу с молитвы, стол никогда не будет пустым». Когда человек просит у Бога благословения и потом благодарит – ему Господь всегда пошлет обильные плоды, и стол у него всегда будет наполнен. Наши предки это знали, и поэтому праздники сохранились до наших дней. Отец Игорь призвал всех православных провести предстоящие праздники в молитвах и принять участие в богослужениях.
Мария Дяблова