Экскурсия по владениям графини М.В. Воейковой

3 июня 2021, 11:30 | Образование 28

27 мая 3 б класс совершил незабываемую экскурсию по историческим местам района. Путешествие началось с владений светлейшей графини М.В. Воейковой. Княгиня Мария Владимировна Воейкова (в девичестве – Голицына) была крупной помещицей. Отец М.В. ...

27 мая 3 б класс совершил незабываемую экскурсию по историческим местам района. Путешествие началось с владений светлейшей графини М.В. Воейковой.

Княгиня Мария Владимировна Воейкова (в девичестве – Голицына) была крупной помещицей.

Отец М.В. Воейковой, светлейший князь Владимир Дмитриевич Голицын (1815—1888), был другом детства и отрочества Александра II, занимал видное положение при дворе, являясь обер-шталмейстером

Ее дед, Дмитрий Владимирович Голицын (1771 — 1844), пользовался полным доверием Александра I и Николая I, был с 1820 г. и до кончины московским генерал-губернатором и получил в 1841 г. титул «светлейшего».

Его супруга — светлейшая княгиня Мария Михайловна, уже после смерти мужа сумела, пользуясь своими петербургскими связями, добиться решения об открытии в Севске реального училища, за что городская дума присвоила ей звание почетной гражданки г. Севска. Память об этих людях до сих пор сохраняется на территории Комаричского района, о чем местные жители и не догадываются. Ведь современный поселок Марьинка начинался с появившегося незадолго до отмены крепостного права хутора Марьинского, названного так князем Голицыным в честь своей молодой жены Марии Михайловны.

Несколько позже появился и хутор Владимировский, получивший название по имени князя Владимира Дмитриевича. Сейчас это — поселок Владимировский (Владимировка). В.Д. и М.М. Голицыны не имели наследников по мужской линии, и все огромное голицынское имение в Севском уезде перешло к их дочери, Марии Владимировне (в замужестве Воейковой). Только в Севском уезде ей принадлежало более 30 тысяч десятин земли. Новая владелица проявила незаурядные хозяйственно-организаторские способности, и ее Радогощское имение отмечалось в начале XX в. как «замечательное по своему полеводству, травосеянию, конному и винокуренному заводам и лесоводству». По распоряжению М.В. Воейковой на хуторе Лопандинском (селение известно с XVII в. как деревня Лупандина, в XVIII — XIX вв. именовалась то деревней, то хутором) был в 1896 г. заложен, а в 1898 г. пущен крупный сахарный завод, ставший основным предприятием в этом селении (позже — поселке). Усадьба княгини в то время располагалась в селе Радогощь, в 6 км от Лопандино.

Место для завода было выбрано вполне обдуманно: поблизости и от центральной усадьбы Воейковского имения, и от железнодорожной станции Комаричи, появившейся в 1896 г., когда здесь (частично — через земли М.В. Воейковой) прошла железная дорога Брянск — Льгов. Вполне вероятно, что место станции (на пересечении железнодорожных путей и старинной грунтовой дороги Севск — Радогощь) могло быть определено с учетом пожеланий М.В. Воейковой, имевшей немало знакомств в правительственных кругах. Вряд ли случайна оперативность, с которой строился сахарный завод в Лопандино, заложенный почти одновременно со строительством железной дороги. Учитывая, что Лопандинский сахарный завод c конца 1920-х гг. стал единственным подобным предприятием на Брянщине, следовало бы, наверное, должным образом оценить предпринимательскую деятельность его основательницы, но обличительная тональность по отношению к М.В. Воейковой продолжает оставаться определяющей даже в изданиях последних лет. Например, в книге краеведа Г.В. Ефремова «Край родной Комаричский» утверждается, что на строительство завода «были согнаны сотни крестьян с подводами», что зарплата рабочих была «нищенской». Автор, по-видимому, запамятовал, что к концу XIX в. крестьяне давно стали свободными, и их нельзя было насильно ни согнать, ни заставить работать за бесценок. К тому же местные крестьяне не относились к числу самых бедных и обездоленных. К примеру, поданным 1894 г. в селениях Радогощеcкой волости из 1236 хозяйств было 229 безлошадных (18,5%), в то время как в соседней Апраксинской (Брасовской) волости безлошадных хозяйств было свыше 37% (в среднем по Севскому уезду этот показатель составлял около 25%). Тот факт, что в 1905 — 1907 гг. в воейковских имениях происходили крестьянские волнения, а господский дом в с. Радогощь был сожжен, также нельзя рассматривать как свидетельство особо острых отношений между помещицей и крестьянами. «Красный петух» гулял в те годы в тысячах имений, в том числе и у самых добропорядочных владельцев. Не обошли они стороной и завод Воейковой. В 1905-1907 г.г. в землях княгини вспыхивали рабоче-крестьянские волнения. В результате одного их них поместье Воейковых в с. Радогощь сожгли. До наших дней в селе Радогощь сохранилась церковь Успения Пресвятой Богородицы 1787 года постройки. В камне она была построена благодаря Наталье Петровне Голицыной, бабушке М.В. Воейковой.

Но и после сожжения Радогощского дома М.В. Воейкова, в отличие от некоторых соседей-помещиков, уехавших из имений в города, и от своей прабабки, Н.П. Голицыной, покинувшей после восстания И. Курки свое радогощское поместье, не оставила родных мест, а лишь переехала в Лопандино, где развернулось строительство каменного дворца. (К сожалению, пока не удалось обнаружить документов, которые бы зафиксировали время начала и завершения этого строительства, но, вероятнее всего, оно закончилось не позже 1910 г.) Мария Владимировна приняла решение строить новую усадьбу в Лопандино. Примерно к 1910 году строительство было завершено. Воейкова боялась новых бунтов, поэтому её новый дом получился похожим на средневековый замок. Толстые метровые стены, окна-бойницы, двойные ворота, подвалы с большим запасом продовольствия и источником воды. Дворец Воейковой охраняли казаки.

Работать на сахарном заводе было очень тяжело. Людям приходилось вручную колоть дрова, известняк, возить в вагонетках жом. Зимой свекла замерзала, и её отбивали ломами. Платили рабочим мало. По стране распространялись революционные настроения. Не обошли они стороной и завод Воейковой. В 1905-1907 гг. в землях княгини вспыхивали рабоче-крестьянские волнения. В результате одного их них поместье Воейковых в с. Радогощь сожгли. До наших дней в селе Радогощь сохранилась церковь Успения Пресвятой Богородицы 1787 года постройки. В камне она была построена благодаря Наталье Петровне Голицыной, бабушке М.В. Воейковой.

Внешний облик дворца, напоминавшего средневековый замок, свидетельствовал и об архитектурных вкусах владельцев, и об их желании избежать всяких случайностей в будущем. Толстые стены, высокие башни, массивные ворота, обширные подвальные помещения — все это могло обеспечить длительное безопасное пребывание хозяев даже в случае значительных народных волнений. Впрочем, эта цель скорее подразумевалась, а основные функции дворца и прилегающих территорий были связаны с обеспечением благоприятных условий пребывания для хозяев и гостей. Рядом с дворцом был разбит небольшой, но живописный парк, устроен пруд, по соседству разместился переведенный из Радогощи конный завод, где разводили орловских рысаков.

Кроме построения личной крепости, Мария Владимировна пыталась успокоить рабочих, выполняя их требования. Подняла зарплаты на своих заводах (сахарном, винокуренном, конном). Улучшила жилищные условия семьям рабочих. В Лопандино открыла трехлетнюю школу для детей и построила больницу для крестьян и рабочих, при больнице был построен аптекарский пункт и богадельня на 20 мест.

Дворец, построенный весьма добротно, сохранялся и в годы советской власти. В 1920 — 1930-х гг. здесь находились и работали сначала фабрично-заводское училище, а затем — средняя школа. После Великой Отечественной войны в уцелевшем здании размещалось Лопандинское педучилище, а после его закрытия — вновь средняя школа. Когда же школу перевели в новое здание, воейковский дворец оказался бесхозным— единственный сохранившийся на Брянщине памятник дворянской усадебной культуры начала XX века. Затем замок опустел и стал разрушаться.

После октябрьской революции 1917 года рабочие объявили сахарный завод своей собственностью. Сама М.В. Воейкова с мужем и детьми эмигрировала в Париж в 1920 году. Она умерла в 1933 году во Франции в возрасте 73 лет.

После посещения графских развалин, мы отправились к братьям Каверзиным. Посмотрели на необъятные загоны с лошадьми, коровами, овцами. Прогулялись по аллее с многовековыми лиственницами, липовой аллее.  Далее мы отправились в с. Радогощь. Увидели остатки крепостной стены, ограждавшей графскую усадьбу в с. Радогощь, церковь Успения Пресвятой Богородицы. Добрались до Неруссы и на её берегу, в живописном месте, остановились на привал. Спустились к роднику испить ключевой водицы, с моста наблюдали за бурным течением вод. Некоторые даже посидели с рыболовом. Посетили старую заброшенную метеостанцию.  Наигрались, подкрепились основательно, отдохнули и двинулись в обратный путь. Домой явились счастливые, уставшие, но по уши довольные. Путешествие оставило неизгладимое впечатление как у детей, так и у взрослых, любезно согласившихся сопровождать нас. За что им огромное спасибо.

Такие мероприятия развивают интерес к истории, любви к родному краю, сплачивают детский и родительский коллектив.

Н.В. Кубрак, учитель начальных классов, классный руководитель 3б класса МБОУ Комаричской СОШ №2


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить