Имя нашего земляка Смирнова увековечено в названии минеральной воды

07 июля 2021

Кому не известна Смирновская минеральная вода, которая по своим целебным качествам стоит в одном ряду с прославленным Кисловодским нарзаном и Ессентуками № 17? Бутылки с этой водой из Железноводска миллионами расходятся по стране и идут на экспорт.

Смирновская вода исцеляет людей от многих недугов. Но, наверно, не все знают, что в названии этой воды увековечено славное имя «отца русской бальнеологии», нашего земляка, Семена Алексеевича Смирнова, посвятившего почти всю свою врачебную и административную деятельность курортам Кавказских Минеральных Вод.

С. А. Смирнов родился в 1819 году в селе Радогощь, окончил Орловскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета, защитил докторскую диссертацию. Молодого врача оставили при кафедре профессора терапии Ф. И. Иноземцева, под руководством которого он работал в 1858—1861 годах. Совместно с ним с 1858 года он издавал и редактировал «Московскую медицинскую газету».

В 1862 году крупный русский предприниматель Н. А. Новосельский, взявший в конце 1861 года в аренду курорты Кавказских минеральных вод, предложил С. А. Смирнову пост директора Управления курортов Кавказских минеральных вод. Не колеблясь, Смирнов уехал на Кавказ, и с этого времени вся его жизнь была тесно связана с кавказскими курортами.

Семен Алексеевич потребовал от Новосельского для себя полной свободы в действиях и реформах. Новосельский, подписав контракт с правительством на аренду Кавказских Минеральных Вод, передоверил управление ими целиком директору Смирнову и за девять лет ни разу не появился там. Приступая к руководству Водами, Смирнов тщательно ознакомился с их состоянием. «При первом моем знакомстве с замечательным богатством и разнообразием наших вод, — заявлял впоследствии Смирнов, — я был поражен богатством этого края. Но вместе с тем болела душа и оскорблялось национальное чувство, видя, что богатство в таком первобытном, полудиком состоянии».

На посту директора (1862-1871) он стремился прежде всего усилить техническую разработку и изучение минеральных источников. В 1863 году С. А. Смирнов обосновал в Пятигорске первое в России бальнеологическое общество и почти на протяжении 33 лет был его председателем. Это детище Семена Алексеевича положило начало отечественной науке о курортном лечении, создав ему самому имя «отца русской бальнеологии».

Для организации лечебных процедур и для информации о бытовом устройстве лечащихся в Пятигорске с 1863 года стал издаваться «Листок для посетителей Кавказских Минеральных Вод».

 

В 1866 году при посещении Железноводска Смирнов обратил внимание на то, как местные жители используют для бытовых нужд ключ «Грязнушка». С группой рабочих он расчистил неглубокую яму и обнаружил на ее дне

полтора десятка отверстий. Через них из травертиновых отложений вытекала прозрачная теплая минеральная вода и выбивался углекислый газ. После проведенных анализов Смирнов рекомендовал ее как столово-лечебную воду для желудочных заболеваний. По поручению Смирнова химик Шмидт сделал анализ воды «Грязнушки», и ею стали лечить — применять для ванн и питья. (В 1898 году, в связи с 60-летием врачебной деятельности Семена Алексеевича, источнику присвоили имя ее первооткрывателя).

По инициативе доктора Смирнова близ курорта построили кумысное заведение. Дойный табун лошадей содержался частными лицами на склонах горы Развалки. Кумыс по рекомендации медиков употребляли с минеральной горячей водой. Отыскивал доктор и новые возможности минеральных вод. Он пытался наладить их розлив, дабы расширить географию приема этого лекарства, данного самой природой. Семен Алексеевич разработал рецепт получения лечебных солей из воды источника «Ессентуки № 17», изготовления лепешек, которые с успехом заменяли ввозимые из-за границы лечебные лепешки Виши.

Будучи человеком науки, С. А.Смирнов старался широко пропагандировать опыт своей деятельности, в том числе и посвященной улучшению лечебной базы курортов. Из 73 работ, написанных им, более двадцати посвящены вопросам гидрогеологии.

До появления С.А. Смирнова больные лечились последовательно на каждом курорте — начинали в Пятигорске, продолжали в Железноводске или Ессентуках и заканчивали в Кисловодске. Новый директор вод изменяет этот порядок — теперь всех приезжающих стали распределять по курортам в зависимости от характера болезни. Для этого были учреждены специальные медицинские консультации — прообраз нынешних курортных поликлиник. В Пятигорске такая консультация разместилась в Цветнике, в здании Николаевского вокзала, после его реконструкции. Там же открыли библиотеку и концертный зал.

На всех курортах — «группах», как их называли, стараниями Семёна Алексеевича учреждается должность группового врача, подбираются кадры практикующих медиков, которые обязаны постоянно повышать свою квалификацию — некоторые из них командируются на зарубежные курорты.

Именно в эти годы стараниями доктора Смирнова реформировалась курортная практика и рождалась курортная наука, а русское бальнеологическое общество объединяло усилия передовой медицинской общественности, направляя ее усилия во благо региону. К этому времени жители Кавказских Минеральных вод получили возможность пользоваться многими достижениями цивилизации.

В 1863 году Пятигорск соединила с центром России телеграфная линия. Несколько лет спустя телеграфом были связаны все города Кавминвод. Тогда же здесь появились первые фотографические заведения. На здании Николаевских ванн установили часы. У Николаевского вокзала и Казенной гостиницы поставили почтовые ящики. В городе была открыта бесплатная

школа для девочек. А уездное училище преобразовано в прогимназию. С 1869 года заработал общественный банк. Железноводск получил свой первый водопровод, здесь начала действовать метеостанция, открылось кумысное заведение, неподалеку от источника «Грязнушка» выстроили специальное здание для занятия гимнастикой. В Ессентуках появились достаточно вместительная Компанейская гостиница, Столовая галерея, Музыкальная беседка. Одноклассное училище было преобразовано в двухклассное.

Постоянно заботился директор и о развлечении публики считая, что удовольствие — тоже лечебный фактор. Он приглашал известных артистов, на гастролях здесь побывала даже итальянская опера.

 

Смирнов сложил с себя обязанности председателя Бальнеологического общества в возрасте 77 лет, в 1896 году, но остался, однако, его активнейшим членом. Переехав в Москву, он до конца жизни приезжал летом в Пятигорск. Перед его глазами прошла за многие десятилетия целая эпоха в развитии Кавказских курортов. Лучше Семёна Алексеевича Смирнова никто не знал Кавказские Минеральные Воды, он был их «живой энциклопедией» и летописцем.

Наш земляк не дожил до 1920 года, когда в Пятигорске был учрежден первый в стране бальнеологический институт. Он умер в 1911 году в возрасте 93-х лет. Его имя золотыми буквами вписано в историю развития отечественной бальнеологической науки.