Ах, как хочется вернуться в дорогие сердцу родные места…

6 февраля 2021, 10:18 | Общество 5

О дедушке и бабушке у меня особые воспоминания. Я жила в их мире, который был наполнен лаской, нежностью, любовью, защитой. Мне всегда было с ними хорошо. Жили они на соседней улице. Чтобы к ним попасть, надо было пройти по улице М. Горького и ...

О дедушке и бабушке у меня особые воспоминания. Я жила в их мире, который был наполнен лаской, нежностью, любовью, защитой. Мне всегда было с ними хорошо. Жили они на соседней улице. Чтобы к ним попасть, надо было пройти по улице М. Горького и свернуть к их дому на улицу Энгельса. У меня была своя заветная тропинка, по которой я бегала к ним. И была я у них всегда желанной гостьей.

Дедушкин огород подходил вплотную к нашему дому, двору, летней кухне. Границей служил невысокий штакетник с маленькой калиткой. По периметру огорода росли фруктовые деревья: два сорта слив, вишня, персик, алыча. Плоды персика были крупные и вкусные. А еще очень красивые. Большой гордостью был виноградник. Было много сортов винограда. Лозы высоко плелись, дедушка их аккуратно укреплял, подвязывал.
В тени виноградника я играла с подружками. Над нами висели кисти винограда, и мы могли ими лакомиться.
У дома с правой стороны росли две яблони. Весной радовали своей красотой, а к лету дарили вкусные яблоки. В палисаднике было много цветов. Мой любимый цвет – летняя хризантема. Тут же рос инжир. Его плоды необыкновенно нежные и очень вкусные. Бабушка меня угощала ими.
По улице, рядом с палисадниками, протекал арык с проточной водой. По нему можно было плавать в корыте. Мы, дети даже умудрялись купаться в нем. Я любила их дом, любила и люблю дедушку и бабушку. Они всегда в моей памяти.
Вечер. Я много думаю, вспоминаю, делаю записи. Комнату украшает елка. Декабрист к Рождеству порадовал цветами. Комнатная роза дала хорошие ростки. Любуюсь этой красотой, а мысли мои в далеком прекрасном прошлом.
Дедушка сидит за столом. Перед ним коса, т.е. глубокая тарелка. Он из мешочка достает сухари, кладет в тарелку, заливает их теплой водой. А мне разрешено ложкой положить сахар и все хорошо перемешать. Тюря готова. Это дедушкино любимое блюдо. Я у него на коленях. Он ласково меня прижимает к себе, гладит по голове. Мне хорошо-хорошо. Даже сейчас хорошо, потому что вспоминаю дорогих для меня людей.
Рядом бабушка. Она всегда что-то делает. В комнате фикус. Это растение растет в небольшой кадке. Комнату делает уютной большой деревянный бабушкин сундук. Он красиво расписан, а сверху накрыт плотной тканью. Дома чисто. Обстановка в комнатах скромная.
19 января. Крещение. Я очень люблю этот праздник. Воспоминания о бабушке просто зашкаливают меня. В этот день в 1900 году родилась моя бабушка Таня. Моя родная, дорогая.
Чем становлюсь старше, тем трепетнее мое отношение к ней. Она всегда рядом со мной и не оставляет меня без внимания. На ее плечах много домашних дел, а я ее главная работа.
Запомнилась она в наряде кубанской казачки. Это юбка, блуза, застегнутая на все пуговицы и фартук. В кармане фартука всегда лежал чистый платочек, завязанный в узелок. А в узелке был кусочек сахара, либо конфета. Когда пила чай, она развязывала узелок и доставала сладости. С одной конфетой могла пить чай несколько раз.
По вечерам я любила наблюдать, как она пряла шерсть. У нее была своя прялка, веретено. Я в это время играла с куклами, что-то строила из табуреток.
У бабушки в одной из комнат был святой угол. Одна из ее икон есть сейчас у меня. Тогда я видела молящуюся бабушку, а сейчас в моей памяти образ несчастной старушки, молящейся за упокой своих троих сыновей.
Проклятая война. Проклятый фашизм. Страшные события того времени очень точно отразил поэт Владимир Парыгин:
А был июнь, и рожь всходила в колос.
И вдруг затишье городов и нив
Зловещими громами раскололась
На «до» и «после» время разделив.
Мой дедушка Снимщиков Василий Матвеевич прошел солдатом две войны: Финскую кампанию и Великую Отечественную войну. Войну закончил в Берлине, оставив свою фамилию на здании Рейхстага. В нашем доме взрослые не говорили при мне о голоде, о войне. Я сейчас понимаю, почему это не делали: щадили душу маленького ребенка, т.е. меня, мою психику. О страшной трагедии я узнала, став повзрослее.
Старший брат мамы, Петр, ушел добровольцем на фронт. Ему, по воспоминаниям мамы, не было 18 лет.
Остались фотографии, на которых он молодой, красивый. Этим снимком 80 лет. Дорогой реликвией в нашей семье были его письма с фронта. Пожелтевшие листочки из школьной тетради. Бедная бабушка… Вот что осталось от ее сына.
В памяти моей мамы на всю жизнь остался крик несчастной матери по своему первенцу. Утром мама и ее брат Илья увидели свою маму седой.
Новая беда подкралась к их дому. В 1941 году маме было 10 лет, братишке Илье, видимо 6, а маленькому Мише годка 4. Он умер от ожога. Проблема была с ножкой, возможно, пошло заражение. Смотрю на их лица, не как племянница, а как мать, как бабушка. Жаль их, а бабушку еще больше. Нет больше горя, чем пережить своих детей…
Петра, его друга Михаила Андреева, миллионов ребят их возраста вспоминаю замечательными строками поэта Николая Старшинова:
Перед Отчизной наша жизнь чиста,
Войну не просидели мы в подвале.
Мы только год носили паспорта –
И сами военкому отдавали.
В нашем доме был портрет молодой красивой женщины. Это моя вторая бабушка Аграфена Васильевна, уроженка села Старая Криуша Воронежской области. Она умерла, когда моему папе было 9 лет. Потом умер его отец, т.е. мой дедушка Митрофан. Накануне самой страшной войны мой папа был круглой сиротой. Он мне рассказывал о своем детстве. Радостного было мало. Приходилось жить у родственников покойной матери, которые напоминали: пожил у нас, а теперь иди, поживи у других. Большое сочувствие и заботу к нему проявляла семья дяди Рябинкина Ивана Васильевича.
Тесные родственные связи остались до старости у папы и двоюродных его сестёр Анны и Лукерьи. Папа очень любил двоюродного брата Сергея. Он ушел добровольцем на фронт. Погиб. Папа всегда помнил этого человека, и для него это была большая потеря.
Дедушка Василий и бабушка Таня обогрели моего папу настоящей родственной любовью. Мой дедушка был настоящим человеком: надежным, добрым, трудолюбивым. Он работал на хлопкоочистительном заводе, следил за подачей воды.
Как-то после работы, на железно-дорожном полотне нашел щенка. Так в их доме появилась преданная собака Жучка.
Золотые руки были у дедушки. Он был очень хорошим строителем. Всегда помогал соседям в строительстве домов. Тогда родственники, соседи, знакомые, друзья шли на помощь друг другу. Моим родителям дедушка выстроил дом. Дом тети Клавы Кабанцовой накрывали шифером. Мой дедушка тоже там был. А я бегала по улице с детьми, упала, поцарапала колени. Бегом к нему за помощью. Он, не отрываясь от работы, посоветовал идти к бабушке. Она оказала помощь и пожалела меня.
Я, как всякий ребенок, шалила. Пожалела одну из своих кукол. Взяла из платяного шкафа мамину шелковую зеленую комбинацию и на спине вырезала прямоугольник. Я подумала, что мама не заметит, а у куклы будет хороший наряд.
Бабушка на подоконник поставила блюдца. Положила в эти мелкие тарелки листы бумаги, залила водой. Мне объяснила, что трогать нельзя. Оставила меня на очень короткое время. Я попробовала. Пришла в себя и увидела группу людей в белых халатах. Бедная бабушка со мной на руках поймала попутную машину и отвезла меня в областную больницу. Я хлебнула яд, которым травили мух.
В 1960 году в нашей семье была большая радость. У меня появились две сестрёнки Наташа – моя родная и Оля – двоюродная.
Почему-то рядом со счастьем вдруг появилась беда. Оле полгодика. В сентябре того года погибает на работе Илья, ее папа. Бабушка и дедушка очень тяжело переживали смерть сына. Не стало их третьего сына. Родительская рана никогда не заживет и не зарубцуется. Эта боль уйдет в вечность с ними.
9 мая 1965 года. Прекрасный день. Праздник. Дедушка в центре города ждет автобус, чтобы приехать домой. Валится на скамейке и умирает. Прошло очень много лет, а та боль, потеря остались во мне. Каждый год 9 мая поминаю своего дедушку. Для меня он человек-легенда. У него было много наград. Мне многое позволялось. Я играла с его медалями и теряла их.
Здоровье бабушки после ухода мужа стало ухудшаться. Гипертония свалила ее. Два года она была парализована и ослепла. Моя мама для своих родителей была всегда сердечной, любящей дочкой. Папа ухаживал за больной бабушкой, как родной сын. 14 апреля 1968 года. Вербное воскресенье. Мама покормила ее завтраком. Я что-то подавала, уносила. Из глаз бабушки покатились крупные слезы. Она успела сказать: Спасибо вам за все». Это были ее последние слова.
Удивительным человеком она была. Людей не осуждала, зла ни на кого не держала. Очень верила в Бога. Веру свою никому не навязывала. Для меня Пасха связана с бабушкой. Она соблюдала посты. Дом к празднику белили, все вещи стирались. Рано утором она возвращалась из церкви и в своем чистом платке, в тарелке, приносила освященные куличи, яйца, кусочки сала, конфеты. С ее приходом в доме чувствовался праздник. Он нее же исходило что-то добрее, необыкновенное. Родное лицо моей бабушки венчала добрая душа. Такой я запомнила ее навсегда.
В январские праздничные вечера я согрела себя светлыми воспоминаниями. Мне вспомнились маленькие эпизоды счастливого детства и их как кусочки счастья, я подержала в своих ладонях.
Л.А. Гусева


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить